Как сделать чисто казахстанский подарок

15215

Что казахстанское подарить? Отечественный рынок подарков уже может дать достойный ответ на этот вопрос, правда, со множеством оговорок

Подарочные компании Казахстана начинали деятельность в 2000-х. Тогда рынок был представлен предметами национального искусства, которые создавались руками ремесленников. Позже к ним присоединилась вторая группа – товары промышленных производителей. Сейчас сформировался третий сегмент – дизайнерские оригинальные подарки.

Как отмечает Виктор Элсис, директор компании «Алка»,  которая первой в Казахстане стала производить национальные сувениры, оценить рынок подарков сложно из-за отсутствия статистики. «У каждого из
17 млн казахстанцев есть день рождения. Хотя бы 8 млн человек получают подарки раз в год. Если в среднем три человека дарят имениннику подарки по цене $5, то очевидно, что рынок подарков составляет не менее $120 млн. А если добавить казахстанцев, выезжающих за границу, молодоженов, то объем рынка подарков возрастет и составит не менее $200 млн. Но еще раз замечу: это очень приблизительная картина. Что касается рынка сувениров (изделия с национальным колоритом), то в 2009 он оценивался в $2 млн. Думаю, в 2014 эта цифра возросла до $3–3,5 млн»,
– привел цифры Элсис.

У рынка есть свои векторы развития. Как отметила PR-менеджер бренда Empire Азел Жанибек, в связи с увеличением притока туристов в Казахстан и количества казахстанцев, выезжающих за границу, спрос на сувенирную и подарочную продукцию в последние годы увеличивается. Постепенно подарки с национальным колоритом выходят из категории сувениров для иностранных гостей и воспринимаются казахстанцами в качестве престижного подарка, элегантного аксессуара. Кроме того, отмечается рост продаж в сегменте подарков класса люкс.

Создатели проекта Experimentarium (площадка проектов, стартапов дизайнеров из Казахстана и ЦА) также отмечают, что покупатель стал обращать свои взоры на местных дизайнеров. «Наших покупателей объединяет патриотический мотив, что свое – это достойно, а также любовь к оригинальным вещам, желание выразить себя и жажда новых впечатлений», – отмечает Анастасия Гончарова из Experimentarium.

В базе Experimentarium числится около 50 дизайнеров, самому младшему из которых пять лет. «Основные критерии отбора поставщиков для нас – локальная идея и/или локальное производство, дизайнерский продукт, возобновляемое производство, тиражируемость, наличие собственных мастерских», – поясняет Анастасия.

Игроки отмечают ряд существенных проблем. «Слабость рынка – это высокая себестоимость, колоссальный дефицит сырья, ограниченный тираж, неспособность (временная) мастеров и дизайнеров масштабировать производство», – перечисляет Гончарова. И в Empire с сожалением констатируют, что нет технической возможности воплощать в жизнь концепты отечественных дизайнеров на территории Казахстана, потому что отсутствуют фабрики для массового производства подарков из фарфора, шелка и кожи. Поэтому оригинальные дизайн-проекты производятся за пределами Казахстана. Хотя ведется постоянный поиск отечественных производственных баз соответствующего качества. Но в целом на рынке преобладают подарки зарубежного производства, в частности китайские и киргизские.

Тем не менее Forbes Woman нашел казахстанских дизайнеров, работы которых можно преподносить в дар.

Наследие предков в современной доработке

Фото: Андрей Лунин

Автор: Год назад у Алины Сабралиевой родилась идея – изготавливать подарки для тех, кто стал родителями.
Клиент: Для казахстанцев, которые идут в ногу со временем и одновременно чтут традиции своего народа. «Хотелось чего-то оригинального, нужного и с национальным колоритом», – делится мастер. Так и появились на свет сундучки «Бопешка» – уменьшенная копия казахского сундука.

Бренд: «Сундучок «Бопешка» – это подарок на қырқынаншығару (на 40 дней со дня рождения). «В нем будут храниться первые волоски, браслетики из роддома, первые носочки, веревочка с тусау кесер и прочие милые вещички», – поясняет мастер Алина Сабралиева. После рождения ребенка почти все родители не выбрасывают дорогие сердцу мелочи. Но, как правило, хранится все это «богатство» в пакетах, коробках из-под конфет или чая.

Эксклюзивность: Использование безопасных, экологически чистых материалов, в частности липы и акрила, ручная работа деревянной основы, авторская роспись казахских орнаментов, именная надпись в честь виновника торжества – определяют индивидуальность такого подарка.

Цена: 6990 тенге. Причем с каждого проданного сундучка 1000 тенге идет в благотворительный фонд «Подари детям жизнь».

Философия в сумке

Фото: Андрей Лунин

Автор: Мухтар Отали, известный музыкант и автор обворожительных галстуков-бабочек от Otali Design, недавно начал изготавливать кожаные сумки по индивидуальным заказам.

Клиент: Наши клиенты абсолютно разные люди. И все они очень требовательные, но благодарные.

Бренд: Сумки Otali Design не повторяются. В них индивидуально все. От первого штриха в эскизе до последнего шва в уже готовом изделии.

Эксклюзивность: К каждой сумке у Мухтара свой подход. «Мы согласовываем каждый шаг с заказчиком. Все по индивидуальному заказу и желанию клиента», – рассказывает мастер. Сумки абсолютно разные. «Ни разу еще мы не повторились в своем заказе, эскизе. Под определенный предмет – своя технология. Если на определенном этапе нужно что-то переделать, то я готов раскроить сумку заново, а не перешивать ее», – уточняет он. Но при этом соблюдается один принцип. «Наши сумки – исключительно из кожи. Это больше, чем принцип. Это философия. У меня не хватит моральных сил делать изделие из кожзама, вкладывать себя в дешевый, неблагодарный, мертвый материал», – говорит Мухтар.

Цена: Средняя цена сумки 30–35 тыс. тенге, борсетки – 25 тыс., кофра – примерно 60 тыс. «Эксклюзивный подарок должен быть дорогим. Он не массовый. Он один в своем роде», – отмечает дизайнер.

В начале был эскиз

Фото: Андрей Лунин

Автор: Дизайнер, основатель дизайн-мастерских «Шебер» Тимур Актаев творит с такими словами на устах: «In the beginning was the Sketch». Эти же слова выведены на его творениях.

Клиент: Все, у кого рождаются идеи, кто в поиске и в процессе. «Лично мне нравится работать для простых людей со вкусом, делать свой дизайн доступным», – говорит Тимур Актаев.

Бренд: Эскизники NB! в нескольких воплощениях. (В скобках отметим, что изначально Тимур планировал назвать блокнот nocciolo book; «nocciolo» в переводе с итальянского означает «виноградная косточка» или «сердцевина». Когда стало ясно, что такое название в Казахстане никто не сможет запомнить, фразу сократили до «NB!».) Классический блокнот из натуральной телячьей кожи; карманный NB_flea («блоха»), который прекрасно входит в задний карман джинсов и карман пиджака; блокнот NB A4, закрывающийся на характерную стимпанковскую кнопку, – его можно носить сложенным пополам, как клатч. В него также помещается 10-дюймовый планшет. «Предметы моей марки душевные. И хотя производятся вручную и с искренней любовью, но все же являются дизайнерским и поточным продуктом», – комментирует дизайнер.
Эксклюзивность: «Я нарочно увожу образ компании от штампа «эксклюзивность». Да, мы персонифицируем блокноты и другие предметы коллекции – гравируем лазером логотипы компаний, инициалы и короткие послания. Это делает их личными, в каком-то смысле уникальными и повышает стоимость», – такова позиция Тимура.

Цена: Стоимость эскизников варьируется от 5 тыс. до 13,5 тыс. тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить