Как устроена экономика казахстанских марафонов

15314

О том, сколько тратят марафоны и как на этом зарабатывают казахстанские города – в материале Forbes Woman Kazakhstan

Фото: Павел Михеев

Самому старому, Бостонскому, марафону 121 год, самому молодому в Атырау – два года. Стоимость участия в самом массовом марафоне мира в Нью-Йорке составляет $338, а в Алматы – $13. Самый высокий шанс поставить мировой рекорд – на Берлинском марафоне, самый реальный шанс поставить казахстанский рекорд – на Астанинском марафоне. Гарантированно бегать на Лондонском марафоне получится после пяти неудачных попыток в лотерее, в Астане – у каждого.

Алматы Марафон

Более 14 000 участников
Первый старт – 2012 год
Стоимость участия – от 3 до 5 тыс. тенге

«Первый день рождения World Class мы с акционерами решили отметить событием городского масштаба», – вспоминает Салтанат Казыбаева, директор «Алматы Марафона». В результате забег, который в 2012 году ожидал принять не более 500 энтузиастов, превратился в крупнейший атлетический праздник нацио­нального масштаба. Сегодня в старте экс-столицы принимают участие более 14 тыс. гостей, каждый 10-й – иностранец.

Если первые забеги делались силами фитнес-клуба, то последние четыре года у марафона появилась необходимость в отдельном юридическом лице. В корпоративном фонде «Смелость быть первым» трудится около 20 сотрудников. Салтанат поясняет: «Помимо марафона в нашем календаре мероприятий более 20 ивентов в год, связанных с развитием массового спорта – бега, плавания, велосипедного спорта, триатлона и даже пауэрлифтинга».

Традиционно «Алматы Марафон» сопровождают от восьми до 12 корпоративных спонсоров, а последние несколько лет финансовую поддержку оказывает и акимат. Помимо денежных средств власти предоставляют административную помощь: выделяют места на наружную рекламу и помогают продвигать бренд на культурных мероприятиях города.

Бюджет первого городского марафона составил $50–70 тыс. и за шесть лет увеличился в 10 раз. «Взносы участников покрывают всего треть расходов, даже сувенирные футболки мы продаём ниже себестоимости, основная часть расходов покрывается за счёт спонсорских средств», – делится Салтанат. По словам директора, заработать на подобном мероприятии пока невозможно, а расходы марафона колоссальны. Помимо заготовки наградной продукции и питания, весомая доля расходов уходит на логистику, аренду оборудования, организацию концертной программы. Для поднятия мотивации победителей (а их в наградной сетке марафона почти 100) организаторы ввели небольшие денежные призы, кроме того, лучшие участники забегов получают традиционные партнёрские подарки в виде материальных ценностей.

Отдельная статья расходов – сертификация трасс для участия в мировом календаре марафонов международной ассоциации AIMS и привлечение иностранных спортивных туристов. «Помимо оплаты услуг квалифицированных специалистов-замерщиков, средства уходят на логистику и питание. Замер действителен пять лет. Например, в этом году мы поменяли трассу и проводили новую сертификацию», – рассказывает организатор.

Фото: Павел Михеев

Среди сложностей, связанных с проведением спортивного мероприятия, Салтанат отмечает непонимание казахстанцев относительно оплаты регистрационных взносов. «С годами «Алматы Марафон» полюбился участникам, но первое время люди не понимали, зачем они должны платить за то, что сами бегают. Мы стараемся пояснять людям благотворительную основу мероприятия и то, что организация марафона стоит денег. Это крупное международное событие, на котором мы обязаны обеспечить безопасность нескольких тысяч людей», – объясняет собеседница.

Доходы, полученные на этапе регистрации, идут на благотворительные цели – предоставление детям с ограниченными возможностями спортивного инвентаря, площадок, а также на улучшение условий для занятий спортом.

BI Марафон

Более 7200 участников
Первый старт – 2016 год
Стоимость участия – от 4,5 до 5,5 тыс. тенге

«BI Марафон» – корпоративный забег компании BI Group, который изначально проводили для объединения сотрудников. Со временем мероприятие начало привлекать интерес бегунов Казахстана, а спустя два-три года на марафон начали заявляться участники из других стран. В ближайшее время организаторы планируют поменять формат ивента – сменить название, сертифицировать трассу для привлечения участников категории PRO и разнообразить дистанции для придания марафону массовости.

По словам организатора Алексея Сидоренко, проведение марафона стоит порядка $350 тыс. (120 млн тенге), плюс-минус 10% в зависимости от количества участников. «Полный марафон бежит 300 человек, но стоимость регистрации зависит от длины дистанции. Расходы, связанные с изготовлением стартового комплекта, организаторы берут на себя, взносы участников, в среднем 5 тыс. тенге, идут на поддержку деятельности благотворительного фонда «BI-Жулдызай».

Astana Marathon

Более 5000 участников
Первый старт – 2015 год
Стоимость участия – от 4 до 8 тыс. тенге

Начало астанинского марафона было положено в 2009 году, когда основатель и директор Astana Marathon Гаухар Брамлей-Фентон провела первый благотворительный забег длиной 7 км. Со временем дистанция увеличилась до 10 км, а в 2015-м у столицы появился полноценный марафон. Столичный марафон – один из самых амбициозных. Основная задача организаторов – попадание в Majors, шестёрку самых престижных дистанций в мире. На 2018 год Astana Marathon – единственный казахстанский старт, подавший заявку на бронзовый лейбл международной ассоциации IAAF, получение которого является первым шагом на пути в Majors. «Астана уникальна: 347 метров над уровнем моря, плоский ландшафт и предсказуемая погода в сентябре. Наша дистанция привлекательна для бегунов тем, что здесь легче побить мировые рекорды», – поясняет Гаухар.

Фото: Павел Михеев

Финансирование мероприятия осуществляется спонсорами, однако в этом году компаний, желающих поддержать мероприятие, не нашлось, и бюджет ограничился частными пожертвованиями. Фактически сумма регистрации идёт на затраты, необходимые для старта одного атлета. Однако общая сумма взносов покрывает не более 10% затрат на организацию мероприятия. Основной статьёй расходов является букинг элитных марафонцев. «Мы должны оплатить их присутствие через их агентство, покрыть расходы на перелёт, проживание и питание», – поясняет Гаухар.

Особое внимание столичный марафон уделяет продвижению бренда. Организаторы запустили совместные акции с авиакомпанией Air Astana и отелем Marriott, которые предоставляют атлетам выгодные промотарифы для перелёта и проживания.

Атырау Марафон

Более 3000 участников
Первый старт – 2017 год
Стоимость участия – бесплатно

Если столицы Казахстана имели опыт проведения крупных спортивных мероприятий, то нынешний вице-президент «Атырау Марафона» Юрий Пономарёв, собрав команду из четырёх человек, начинал практически с нуля.

Пришлось преодолевать сомнения городских властей. «В акимате не понимали, зачем нашему городу марафон. Они считали, что у нас уже есть забеги по 2 км, на которых «пустили салют – и достаточно», – делится Юрий. Еще одной сложностью оказался поиск источников финансирования. Организатор объясняет: «Видимой потребности в таких мероприятиях вне столиц нет, все идёт из кулуаров». Нефтегазовая столица традиционно прибегает к сырьевым инвесторам. «Из девяти компаний-спонсоров – шесть-семь из нефтегазового сектора», – рассказывает Пономарёв.

Бюджет первого ивента составил порядка 13 млн тенге, на следующий год он увеличился почти вдвое, до 22 млн. По словам Юрия, расходы на одного участника составляют порядка 4 тыс. тенге, они включают покупку и гравировку медалей стоимостью 2 тыс. тенге, нагрудного номера – 300 тенге, чипа – 500 тенге, питание и пр. «Математика проста: на 5 тыс. человек нужно не менее 20 млн тенге, и это только на наградную продукцию», – поясняет Юрий. Отдельно оплачиваются аренда тайминговой чип-системы, промосайта и реклама мероприятия, майки и питание для волонтёров, которые вопреки расхожему мнению не достаются городу бесплатно. Весомую долю бюджета регионального марафона «съедают» хедлайнеры. В 2017 гонорар музыкантов составил 3 млн тенге, в 2018-м – 1 млн 200 тыс. «Если Астане и Алматы дополнительные развлечения не нужны, то нам важно привлекать людей», – подытоживает Пономарёв.

Фото: Павел Михеев

Бесплатный формат мероприятия спровоцировал сложности – организаторы не знали точного количества участников и не могли рассчитать объём закупок медалей и питания. Второй марафон попытались монетизировать, поставив минимальную сумму взноса – 1000 тенге, но столкнулись с сильным сопротивлением со стороны горожан, и входную плату пришлось отменить. По словам организатора, подобные трудности испытывает администрация полумарафонов Атырау, Уральска, Актобе, Караганды, Усть-Каменогорска. «У всех одна и та же проблема – как только поднимается вопрос монетизации марафона, уходят участники, вплоть до 50–70%. Доходило до того, что перед регистрацией спрашивали о том, какие будут призы бегунам», – вспоминает вице-президент.

В будущем Юрий планирует вернуть членский взнос. «Регистрация на марафон имеет специфику, – объясняет организатор. – Если участие бесплатно, человек может зарегистрироваться и не прийти, а мы понесём затраты. Наличие минимального взноса служит фильтром, так мы отделяем тех, кто подошёл к участию осознанно».

IRONMAN 70.3 Astana

Более 1300 участников
Первый старт – 2018 год
Стоимость участия – от $220 (от 80 тыс. тенге)

Международная гонка по триатлону Ironman насчитывает 40-летнюю историю. Не так давно бренд, предпочитающий города Европы и США, начал углубляться в страны СНГ. Первой площадкой, призванной диверсифицировать традиционный рынок, стал Казахстан.

По мнению директора старта Алексея Сидоренко, существенное преимущество франшизы состоит в том, что Ironman – это мировой бренд: 220 стартов в год по всему миру, 40 лет и 5 млрд упоминаний в СМИ. По словам Алексея, убеждать компании в необходимости инвестирования не было. Гонку поддержали три спонсора и несколько партнёров, которые вместо финансовых вложений предоставили организаторам собственные товары или услуги.

«Среднемировая практика проведения старта не предполагает доходности», – поясняет организатор. Старты, проходящие в Европе и Америке, имеют преимущество – они известные и интересны крупным компаниям, поэтому основной заработок Ironman поступает за счёт привлечения спонсорских средств.

Если обратиться к финансовой модели, то порядка 40–50% стоимости мероприятия – расходы, связанные с организацией, логистикой, звуковым сопровождением, привлечением волонтёров, строительством сцены, организацией пунктов питания, закупкой медалей, рюкзаков, футболок и пр.

«В среднем проведение одной гонки на половину дистанции (в Астане проводили именно такую) стоит порядка $1 млн, мы от этой суммы не отошли, – говорит Алексей. – Если говорить о поступлениях, то при стоимости регистрации $300 в среднем и 1,3 тыс. участвующих мы заработали порядка $300 000. Ещё 700 000 нужно где-то взять. Это и есть основная задача команды организаторов – либо привлечь деньги, либо убедить собственника в том, что ему такие инвестиции необходимы», – подытоживает директор.

Городские дивиденды

По подсчётам организаторов, астанинский Ironman посетили 850 казахстанцев, 330 россиян и порядка 250 представителей из 47 стран. Спортивные туристы, приехавшие на Ironman, традиционно приносят странам-организаторам доход. По словам организатора, средний чек пребывания атлета, приезжающего на неделю, – $1000. «При этом почти каждый спортсмен привозит с собой как минимум одного человека. Всем им нужны гостиницы, транспорт, рестораны, магазины, сувениры. На гонку-половинку люди приезжают за три дня, на полный марафон – за неделю», – поясняет Алексей. Существует список гостиниц, рекомендуемых организаторами, – отели, располагающиеся в радиусе 2 км от маршрута, обязуются заселять спортсменов с велосипедами.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить