Объём рынка смешанных единоборств в РК может вырасти до 4 млрд тенге в 2023 году

20840

Известные игроки рынка ММА прогнозируют рост интереса к индустрии в ближайшую пятилетку

В 2022 году Forbes.kz писал о том, как динамично развивается индустрия смешанных единоборств в Казахстане: в стране создаются новые организации, а местные бойцы получают площадки для реализации и монетизации своих талантов. Казахстанские ММА-проекты стремятся к региональной экспансии и не только устраивают бои за границей, но и успешно продают франшизы. В новом выпуске Forbes Q&A на YouTube мы решили исследовать сферу смешанных единоборств изнутри и пообщались с представителями спортивного рынка, чтобы понять – как устроены бизнес-процессы и сколько можно зарабатывать на боях.

Президент Octagon League Нураддин Садыков рассказывает, что перед тем как открыть в 2018 году собственную MMA-лигу, долгое время изучал рынок США: ездил туда, чтобы познакомиться с местными игроками и перенять опыт. «Америка – Мекка смешанных единоборств, и поехать изучать рынок было просто необходимо, чтобы предложить казахстанским зрителям качественный продукт. Я увидел, как американцы снимали успешное реалити-шоу про бойцов, и вернувшись в Казахстан создал спортивно-развлекательное шоу Qazaqstan Fighter. Продукт оказался не только жизнеспособным, но и быстро нашел свою аудиторию – местные телеканалы тут же забрали отснятое, чтобы транслировать у себя», – говорит Садыков.

За годы работы над собственной лигой Octagon, говорит Садыков, он вместе с командой смог организовать более 36 турниров, где выступило более тысячи бойцов из 16 стран: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Турции, России, Бразилии, Бахрейна, Ирана, ОАЭ, Украины, Египта, Грузии, Саудовской Аравии и Болгарии.

Нураддин Садыков отмечает, что казахстанские бои становятся популярны далеко за пределами Казахстана. «В 2020 году мы вышли с франшизой на рынок Узбекистана, а прошлой осенью продали франшизу на большой рынок Турции, заключив сделку по продаже франшизы с известным турецким спортивным функционером», – говорит он. По словам специалиста, даже известная во всем мире американская лига UFC не могла попасть на турецкий рынок из-за трудностей с местным законодательством. «В 2023 году мы продали франшизу в Кыргызстан и Азербайджан – в этом году уже состоятся первые турниры. Дальше будем двигаться в сторону Ближнего Востока», – уверен президент лиги.

Садыков подчеркивает, что сегодня объем рынка ММА в стране достигает 2 млрд тенге, однако уже в 2023 году он может вырасти в два раза – до 4 млрд. С ним согласен сооснователь молодой ММА-организации Nomad Fighting Championship Нурдавлат Нишанкулов. По его словам, сегодня локальные проекты в сфере смешанных единоборств могут стать перспективным спортивным бизнесом. «Это профессиональный спорт, который хорошо коммерциализируется. Правда, на данном этапе не все рекламодатели это понимают: мы видим что аудитория поклонников этого вида спорта сегодня в стране может достигать несколько миллионов человек», – говорит он. При этом, продолжает Нурдавлат, на рынке появляется всё больше новых игроков. «Есть несколько стадий развития. Сначала, приходя на этот рынок, вам придется поработать в минус и найти своего зрителя, начать организовывать ивенты. К слову, один турнир ММА может стоить 60 млн тенге. Далее, после успешной организации турниров, у вас уже начнет появляться имидж на рынке и бренд укрепится – это и определит финансовый успех», – аргументирует эксперт.

Зарабатывают на боях, конечно, не только предприниматели, но и сами бойцы. 27-летний казахстанский актер Еркебулан Токтар пришел в индустрию ММА всего несколько лет назад. «После моих успешных выступлений я начал нравиться публике всё сильнее. И сегодня меня узнают больше как профессионального бойца, нежели как актера. До боев я снимался на вторых ролях, увлекался азартными играми, был весь в долгах, но сейчас всё круто поменялось», –  признается Еркебулан. По его словам, сегодня в казахстанских турнирах хорошо раскрученный в медиа боец может зарабатывать до $10 тысяч за бой. «Благодаря боям сегодня я снимаюсь в главной роли в новом фильме у Акана Сатаева. Кто бы мог подумать!», – улыбается он.

Смотрите в новом выпуске на YouTube-канале Forbes Kazakhstan:

- как устроен бизнес на смешанных единоборствах в Казахстане?

- почему казахстанцы так любят смотреть бои?

- нуждается ли индустрия в поддержке государства?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить