Казахстанские киберспортсмены получат официальные спортивные разряды

20195

Как киберспорт становится новым социальным лифтом для казахстанской молодежи

ФОТО: Qazaq Cybersport Federation

Этой весной в Казахстане стартует розыгрыш первого в истории страны кибертурнира, статус которого приравнен к официальным розыгрышам национальных первенств – Кубок Республики Казахстан. Команды разыграют призовой фонд в 1,5 млн тенге, а призеры кубка получат звания мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта РК. В Министерстве культуры и спорта, как и в киберспортивной федерации, убеждены, что появление подобного первенства – принципиально новый шаг в развитии e-спорта в стране.  

Было / стало

Киберспорт официально был признан видом спорта в Казахстане в конце июня 2018 года, после чего на национальной платформе Pinger Pro была развернута целая серия соревнований между любителями различных дисциплин – от Dota 2 до CS: GO. За два с небольшим года на этой платформе прошло более 140 турниров различного масштаба под эгидой Qazaq Cybersport Federation и ее партнеров, но все они имели статус любительских. Между тем, в соседних странах – России и Украине, вслед за официальным признанием киберспорта последовало появление официальных национальных чемпионатов этих стран, что, в свою очередь, повысило интерес к киберспортивным состязаниям не только у самих игроков, но и у зрителей. Вслед за которыми в e-спорт в этих странах массированно пошли и спонсоры.

В том же российском чемпионате, который впервые был включен в единый реестр межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий под эгидой министерства спорта Российской Федерации в 2018 году, за четыре года проведения призовой фонд турнира вырос до 4 млн рублей. При этом увеличение призового фонда происходило именно за счет наращивания зрительской аудитории, которой всегда интереснее наблюдать официальные соревнования среди спортсменов, имеющих профессиональный статус, чем состязания любителей. И 12 млн онлайн-просмотров финальных «заруб» российского чемпионата в 2019 году окончательно убедили спонсоров в том, что официальные киберспортивные состязания на постсоветском пространстве могут быть эффективной площадкой для рекламодателей и спонсоров.

В Казахстане о необходимости создания системы регулярных официальных киберспортивных мероприятий говорилось давно и прошлой осенью QCF совместно с Министерством культуры и спорта пришли к соглашению о совместном запуске таких соревнований. В декабре прошлого года президент QCF Куанышбек Есекеев заявил о начале ранжирования с этого года всех казахстанских киберспортивных турниров с внесением главного из них – Кубка Республики Казахстан – в единый республиканский календарь спортивно-массовых мероприятий Министерства культуры и спорта на 2021 год. В спортивном ведомстве страны эту информацию подтвердили, добавив, что «розыгрыши по различным дисциплинам будут проводиться в течение всего года – на протяжении весеннего, летнего и осеннего сезонов – и все результаты этих сезонов будут официально признаны». При этом министерство совместно с Qazaq Cybersport Federation стало соучредителем нового турнира, в первом историческом розыгрыше которого сможет принять участие любой казахстанец.

Президент федерации киберспорта Куанышбек Есекеев и генсек НОК Андрей Крюков договорились о сотрудничестве
Президент федерации киберспорта Куанышбек Есекеев и генсек НОК Андрей Крюков договорились о сотрудничестве

- Кубок Республики Казахстан — это возможность для игроков из любого региона нашей страны начать профессиональную карьеру киберспортсмена и заявить о себе или о своей команде казахстанскому киберспортивному сообществу, – отмечает вице-президент QCF Евгений Богатырев. – Сейчас у наших любителей есть действительно уникальная возможность вписать свои имена в историю отечественного киберспорта и принять участие в состязаниях сильнейших игроков и коллективов страны. Не будем забегать далеко вперед, но со временем состав участников этого турнира будет формироваться по спортивному принципу, когда для попадания в официальный розыгрыш нужно будет проходить сеть отборочных турниров рангом пониже, так что в последующие годы попасть в элиту будет намного сложнее».

Где и когда

Турнир пройдет в марте-апреле, его LAN-финалы будут сыграны в Нур-Султане 25 апреля 2021 года. Участники первого сезона Кубка Республики Казахстан разыграют между собой общий призовой фонд в 1,5 млн тенге, розыгрыш весеннего сезона охватит четыре дисциплины: Dota 2, Counter Strike: Global Offensive (CS:GO), PES 21 и FIFA 21.

Напомним, что первые две дисциплины командные, в футбольных же симуляторах игроки будут сражаться индивидуально, с этим связано и распределение призового фонда – победители турниров по Dota 2 и CS:GO получат по 350 тыс. тенге, серебряные призеры первого розыгрыша кубка в этих играх возьмут по 160 тыс. тенге, обладатели третьих мест – по 90 тыс. Триумфаторы кубка в PES 21 и в FIFA 21, помимо золотых медалей от министерства культуры и спорта получат по 90 тыс. тенге, серебряные призеры – по 40 тыс. тенге, бронзовые – по 20 тыс. Но самое важное, Федерация киберспорта РК совместно с Минкультом договорились о том, что призеры турнира получат официальные спортивные звания – мастера и кандидата в мастера спорта.

Будет ли призовой фонд турнира увеличиваться в дальнейшем, зависит не только от организаторов, но и от участников – как уже говорилось выше, российским кибератлетам удалось довести общий призовой фонд турнира до суммы, эквивалентной 22 млн тенге, за счет увеличения числа просмотров турнира, которое в свою очередь стало магнитом для спонсоров.

Есть ли потенциал?

На зрительский интерес к кубку может повлиять и выбор самих игровых дисциплин. Турниры Dota 2 – сражения двух команд пытающихся уничтожить «крепость» соперников и сохранить в неприкосновенности свою, а также противоборство «спецназовцев» и «террористов» в рамках турниров по CS:GO на протяжении многих лет являются лидерами киберспортивной индустрии.

Даже в прошлом году, когда киберспорт практически полностью ушел в онлайн из-за пандемии, в мире прошло 394 крупных турниров по «контре» (CS:GO) с общим призовым фондом более $10,5 млн, а «разрушители» (Dota 2) сумели провести более 110 крупных ивентов с суммарным призовым фондом в $7,3 млн. Для сравнения, ставшая третьей по интенсивности в 2020 году игра Fortnite может похвастаться всего 90 крупными турнирами, а League of Legends, занимающая 4 строчку – 57 ивентами, общий призовой фонд при этом у обоих этих игр не перевалил за отметку $6 млн. И это еще при том, что в мае 2020 компания Valve объявила об отмене чемпионата мира по Dota 2 «The International 2020» из-за пандемии коронавируса, который обещал стать самым денежным турниром в истории благодаря призовому фонду в $37,8 млн.

Понятно, что большинство казахстанских «дотеров» и «контрстрайкеров» о таких призовых фондах пока могут только мечтать, но все ведь помнят триумф трех казахстанцев – Рустема «mou» Телепова, Абая «HObbit» Хасенова и Даурена «AdreN» Кыстаубаева – в составе российской Gambit Esports в 2017 году на турнире «PGL 2017 Kraków Major Championship», где они стали чемпионами мира по CS:GO. При этом у казахстанских игроков на родине в то время не было собственной платформы и регулярных турниров, так что старт нынешнего кубка страны может стать началом пути многих казахстанских киберталантов на международную арену. Тем более, что именно этот турнир казахстанская федерация киберспорта планирует сделать базовым для отбора игроков в национальные сборные страны.

Победитель крупнейшего в CS:GO мирового турнира «Major» Рустем «mou» Телепов считает, что очень здорово, что есть такой турнир, как Кубок Республики Казахстан. «Могу с уверенностью сказать, что талантливых киберспортсменов у нас очень много, но иногда очень трудно их заметить, так как у них возникают трудности в плане участия на турнирах, различия в пинге и так далее. Этот турнир – большая возможность для наших игроков. Хорошо выступив на турнире, они уже заработают себе имя, которое потом откроет множество дверей для улучшения своих навыков и большого шага вперед», - рассуждает Рустем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить