Их собственная лига

23456

Тайгер Вудс и Леброн Джеймс стали первыми миллиардерами среди действующих спортсменов, тем самым прокладывая дорогу абсолютно новому поколению

ФОТО: © MATT CHASE

Со дня, когда Тайгер Вудс впервые примерил зеленый жакет чемпиона турнира Мастерс, прошла уже четверть века. Юный Леброн Джеймс принял участие в первой из сотен своих игр, транслировавшихся по национальному телевидению, уже 20 лет назад. Триумфы, травмы, скандалы, провалы и снова триумфы чередовались у обоих в непредсказуемой последовательности. Несмотря на все взлеты и падения, оба сумели удержаться на вершине: за свою карьеру две легенды профессионального спорта заработали суммарно $2,9 млрд ($1,7 млрд Вудс и $1,2 млрд Джеймс) в виде зарплаты, рекламных гонораров и прочих выплат. Ни одному действующему спортсмену прежде не удавалось заработать миллиардное состояние. (Майкл Джордан не стал миллиардером, пока не оставил большой спорт и не инвестировал в команду НБА Charlotte Hornets.)

Тайгер Вудс
ФОТО: © KWAKU ALSTON/CONTOUR BY GETTY IMAGES
Тайгер Вудс

46-летний Вудс заработал львиную долю своего капитала благодаря колоссальным рекламным контрактам со всемирно известными брендами вроде Nike, Gatorade и Rolex. Его портфель недвижимости впечатляет не меньше, чем суммы гонораров за рекламу. Помимо этого, ему принадлежат доли в различных компаниях, в том числе во флоридской Jupiter, ресторане The Woods и операторе курортов по мини-гольфу класса люкс.

37-летний Джеймс сколотил свой миллиард в том числе как один из самых высокооплачиваемых игроков в истории НБА, а еще как один из самых предприимчивых. На его счету соглашение о пожизненном спонсорстве с Nike, подписанное в 2015-м, рекламные контракты с AT&T, PepsiCo и Beats by Dre. Не стоит забывать и про SpringHill, ТВ- и кинокомпанию Джеймса (шоу Space Jam; What’s My Name: Muhammad Ali): в октябре прошлого года внешние инвесторы, среди которых Fenway Sports Group и Epic Games, вложились в нее, оценив в $725 млн.

«Парни оказались очень подкованными в том, как инвестировать в чужие компании и создавать свои собственные. Раньше профессиональные спортсмены не были такими», – считает легендарный спортивный агент Лей Стайнберг, ставший, как поговаривают, прообразом для героя Тома Круза в фильме «Джерри Магуайер».

Стайнберг знает, что говорит. Он прекрасно помнит процесс заключения в 1975-м ставшего крупнейшим на тот момент в истории американского футбола контракта новичка, в результате которого квотербек Atlanta Falcons Стив Бартковски получил $600 000 за четыре года. Даже с поправкой на инфляцию сегодня это всего лишь $800 000 в год, что значительно меньше сумм, что за прошлый год заработали десятки новичков Национальной футбольной лиги.

Леброн Джеймс
ФОТО: © KWAKU ALSTON/CONTOUR BY GETTY IMAGES
Леброн Джеймс

Что же изменилось? В первую очередь – ценность прямых телевизионных трансляций. В мире стриминговых сервисов спортивные трансляции – это практически единственное, что может собирать большие аудитории. В 2011-м, к примеру, 51 из 100 самых популярных телепередач была трансляцией спортивного события. В прошлом году эта цифра составила 95 из 100. Стоимость телевизионных контрактов значительно выросла, подхватив с собой зарплаты спор­­т­сменов. Джек Никлаус за всю свою карьеру профессионального гольфиста длиной в 40 лет, начавшуюся в 1961-м, заработал $5,7 млн (чуть менее $40 млн по нынешним меркам). Это всего лишь одна треть заработка Вудса за 27 лет. За 16 сезонов в НБА Джордан заработал $94 млн (сегодня – $172 млн). Джеймс обошел эту цифру всего за последние пять игровых сезонов.

Звезды поколений, каковыми можно считать Вудса и Джеймса, вносят колоссальный вклад в телевизионные рейтинги. В начале 2000-х, по рассказам бывшего президента CBS Нила Пилсона, когда Вудс не участвовал в соревнованиях, телевизионная аудитория теряла 30%, а порой и 50%, а Джеймс выступал в каждой из 15 самых высокорейтинговых игр НБА прошлого десятилетия. «С одной стороны, именно спорт дал старт сумасшедшей известности этих ребят, но, с другой стороны, их вклад в популяризацию спорта не менее велик», – отмечает Стайнберг.

Все это отразилось на росте их внеспортивных доходов. Явление не ново, стоит вспомнить тех же Бейба Рута и Арнольда Палмера (звезды бейсбола и гольфа прошлого), получавших значительные по тем временам деньги за рекламные контракты. Сегодня эти суммы могут выражаться семизначными числами благодаря беспрецедентному проникновению массмедиа и современных технологий. Однако еще никто не заработал за свою карьеру больше, чем Вудс и Джеймс. Из $1,7 млрд Вудса (до вычета налогов) на долю заработков в турнирах приходится всего $120 млн. На баскетбольной площадке Джеймс заработал $385 млн, а $900 млн – за ее пределами. Один из ветеранов спортивного консалтинга и лектор в Колумбийском университете Джо Фаворито считает, что нет никаких сомнений, что Бейб Рут заработал бы на порядок больше, если бы у него был Twitter.

В настоящее время не заметны какие-либо признаки того, что эта тенденция будет замедляться. Напротив, высока вероятность, что следующее поколение суперзвезд спорта заработает свои миллиарды еще быстрее, чем Вудс и Джеймс.

Самые высокооплачиваемые спортсмены

За последние 12 месяцев первая двадцатка самых высокооплачиваемых спортсменов мира в общей сложности заработала около $1,7 млрд, установив новый рекорд и практически удвоив аналогичный показатель десятилетней давности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить