Как «раскачать» казахстанское стартап-сообщество

8735

StartTime.kz: первый год – первые итоги

Фото: архив пресс-службы

В ноябре день рождения отметил казахстанский краудфандинговый портал StartTime.kz. До его появления создание интернет-площадок для сбора средств методом «народного финансирования» было в Казахстане делом новым и не совсем понятным. Но настойчивость, с которой инициаторы проекта стремились донести до всех идеи и ценности крауд­фандинга, сделала свое дело, и уже за первый год работы через StartTime.kz удалось привлечь более 18 млн тенге.

Созданию ресурса, рассказывает проектный директор Азиза Утегенова, предшествовала большая работа по изучению мирового опыта краудфандинга, проведенная командой проекта и фондом TS Charity Foundation. Через американские платформы Kickstarter, Boomstarter, Indiegogo ежегодно спонсируются тысячи стартапов и социальных проектов, что позитивно влияет на развитие экономики страны в целом.

- Захотелось повторить этот опыт: мы загорелись идеей «раскачать» казахстанское стартап-сообщество и 1 ноября 2016 запустили платформу StartTime.kz, – говорит Азиза.

На тот момент, вспоминает она, люди зачастую не могли даже выговорить слово «краудфандинг». Между тем традиции взаимопо­мощи совсем не чужды казахскому народу, и за иностранным термином скрывается, по сути, всем известный асар. Запустив платформу, авторы проекта начали активно продвигать свое детище на онлайн-ресурсах, в социальных сетях, рассказывали о краудфандинге студентам университетов. Все же они шли на риск: ведь одно дело проинформировать и совсем другое – объяснить начинающим предпринимателям, что важно побороть чувство неловкости и не просто выставить проект на краудфандинг, но и постараться привлечь интерес со стороны потенциальных инвесторов. Для многих обращение за финансовой поддержкой к совершенно незнакомым людям оказывается непростым испытанием. Авторы интересных и перспективных проектов нередко заканчивают кампанию, так и не собрав средств.

- В процессе работы убедилась, что стартаперам не хватает знаний в области продвижения. Оформить проект и разместить его на сайте – это лишь один процент сделанной работы, а 99 процентов – промоушен и организация сборов. Краудфандинг – рекламный инструмент, которым нужно умело пользоваться. Американские платформы помогают авторам в продвижении проекта, но за эту работу выставляют счета на десятки тысяч долларов. Зато у авторов при удачном раскладе есть шанс собрать сотни тысяч, – отмечает Азиза.

Ориентируясь на опыт американских коллег, авторы идеи StartTime.kz решили не ограничиваться представлением проектов и запустили школу краудфандинга. Каждый стартап проходит ее бесплатно, получает навыки и знания, необходимые для плодотворной работы. Серьезно пришлось поработать и над тем, чтобы побороть имевший место скептицизм со стороны пользователей. Людям потребовалось время, чтобы понять: сделав взнос даже в 500 или 1000 тенге, они становятся причастными к интересному новому делу.

По сути, первым проектом, которому удалось в классической форме, то есть без участия крупных спонсоров, собрать требуемую сумму, стало строительство большой сцены театра «ARTиШОК». Проект «ARTиШОК уже большой» собрал свыше 4 млн тенге, и именно этот опыт, утверждает собеседница, позволил вывести формулу успеха, которой теперь они готовы делиться со стартаперами.

За первый год на StartTime.kz было выставлено 23 стартапа, большинство из которых посвящено решению социальных вопросов, а также связанных с творчеством, благотворительностью, издательской деятельностью и технологическими разработками. За поддержкой на краудфандинговый портал обращались авторы проектов в области дизайна и моды, сельского хозяйства, здравоохранения. Некоторым удалось собрать больше запланированной суммы, кому-то пришлось уйти с площадки, не добившись желаемого результата.

Сама Азиза с удовольствием вспоминает проект «Я строю LOTUS 7», автор которого Артем Абишев решил построить казахстанский гоночный автомобиль и попросил помощь в размере 3,8 млн тенге. Не сумев выстроить успешный промоушен, Артем поначалу не добился результата. По счастью, начинающего предпринимателя заметили представители крупного бизнеса, сделавшие взнос в размере 5 млн тенге.

- С львиной долей финансирования помогла торговая марка Altel4G: гоночный автомобиль и скоростной интернет хорошо сочетаются друг с другом, это хорошая история для социальных сетей, – поясняет собеседница.

Диана Утемисова, автор коллекции вязаных вещей в стиле Nomad и проекта DNK CODE Knitwear, после завершения кампании на StartTime.kz нашла инвестора, представила свою коллекцию в Японии, заключила контракт с интернет-магазином Lamoda и в ближайшее время выпустит новую линию.

Успешным оказался и проект, ставший первым на StartTime.kz. Правда, уточняет Азиза, успех к авторам стартапа «Анника в стране Музыки» пришел не на родине, а в Европе. Forbes Kazakhstan уже рассказывал о Сауле Токеновой, которая вышла на краудфандинг с намерением собрать деньги на печать красочного пособия для детей, обучающихся игре на фортепиано. В итоге удалось получить немногим более 20% от требуемой суммы. Через месяц после завершения кампании на StartTime.kz Сауле с мужем переехали в Словакию. В настоящее время пособие переведено на словацкий язык, издается крупнейшим издательством и поставляется во все музыкальные школы.

- Не поддерживая авторов, мы порой теряем настоящие таланты и аплодируем им уже после того, как они добились успеха на стороне. Поэтому наша задача – быть профессионалами в этой области, уметь разглядеть в идеях то, что не видно другим. А казахстанцы должны понимать, что, сделав взнос, поднимают не только самих стартаперов, но и свою страну. Вот что должно двигать ими, – считает Азиза.

В будущем году StartTime.kz планирует размещать по четыре-пять стартапов в месяц. Готовясь к увеличению нагрузки, компания расширяет штат. Сегодня в Казахстане работают всего две платформы, через которые любой желающий может оказать поддержку стартапам, тогда как в России таких сотни, в Америке – тысячи. А это значит, что у отечественного краудфандинга все еще впереди.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить