Зеленые ростки солидарности в борьбе с COVID

   Пандемия коронавируса
9573

ОКСФОРД – В недавнем письме своим коллегам по G20 министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что поистине глобальная программа вакцинации от COVID-19 «является сильнейшим стимулом, который мы можем дать мировой экономике». Учитывая, что сегодня богатые страны вакцинируют свое население, а страны с низким уровнем дохода еще не получили даже оплаченные дозы вакцины, мир, похоже, еще далек от этой цели. Но начинают появляться первые ростки солидарности, и лидеры должны укреплять сотрудничество, чтобы взращивать их

ФОТО: pixabay.com

Такой подход очень важен, потому что открытие мировой экономики требует повсеместного сдерживания коронавируса. Согласно оценкам одного недавнего исследования, даже при условии достижения оптимального уровня вакцинации в странах с развитой экономикой к середине 2021 года, они, тем не менее, могут понести за этот год экономические потери в размере до $4,5 трлн, если развертывание вакцинации в развивающихся странах будет по-прежнему сильно отставать. Страны с открытой экономикой, такие как государства-члены Европейского союза, Швейцария, Соединенное Королевство и США, будут подвержены наибольшему риску, а потери производства в таких секторах, как строительство, текстильная промышленность, розничная торговля и автомобилестроение, могут превысить 5%.

Несогласованное распределение вакцины также представляет серьезную опасность для здравоохранения. Исключение более бедных и нуждающихся стран из цепочки поставок привело к гибели многих абсолютно незаменимых африканских медсестер и работников здравоохранения. Когда в феврале Гвинея объявила о вспышке лихорадки Эбола, мир положился на ее собственных медицинских работников, чтобы развернуть кампанию сдерживания и вакцинации. Без таких работников мир более уязвим для будущих пандемий: например, в 2014 году единичный случай Эболы в США вызвал общенациональную панику, распространившись на медсестер, лечащих пациента.

Тем не менее, обеспечение скорейшего внедрения вакцины во всем мире оказалось трудновыполнимой задачей. Фонд глобального доступа к вакцинам против COVID-19 (COVAX), созданный тремя международными агентствами здравоохранения для ускорения производства и распространения вакцин, нуждается в дополнительных деньгах. В противном случае более бедные страны будут вынуждены отвлекать ограниченные бюджетные ресурсы или замедлять программы вакцинации против других болезней, таких как полиомиелит, корь и менингит.

Дополнительного финансирования требует и инициатива по ускорению доступа к средствам борьбы с COVID-19 (ACT), созданная Всемирной организацией здравоохранения и другими партнерами для разработки тестов, методов лечения и вакцин для борьбы с болезнью.

Согласно одной из оценок, вклад США в эту инициативу в размере $10 млн обеспечит внутреннее производство на сумму до $1,34 трлн, что даст Америке более чем стократную прибыль на ее инвестиции. В письме Йеллен к G20 признается эта логика, и 26 февраля группа согласилась с тем, что предоставление равного доступа к безопасным вакцинам, диагностическим средствам и терапии COVID-19 для всех стран «является главным приоритетом».

Однако не деньги здесь самое серьезное препятствие. Африканские страны, взявшие займы на закупку вакцин, столкнулись с невозможностью их приобрести. Хотя COVAX удалось заключить ряд сделок для развивающихся стран, к 1 марта она смогла доставить в Гану и Кот-д’Ивуар всего несколько сотен тысяч доз. Первая партия вакцин прибыла в Нигерию 2 марта. На сегодняшний день Гвинея ввела в общей сложности 55 доз.

Некоторые возлагают ответственность за отсутствие у развивающихся стран доступа к вакцинам на правила защиты интеллектуальной собственности (ИС). В конце 2020 года Индия и Южная Африка, а также некоторые НПО призвали Всемирную торговую организацию отказаться от действующих правил в отношении ИС, связанных с COVID-19, но США, ЕС и Великобритания выступили против этой идеи. Правительства обсудят этот вопрос во Всемирной торговой организации в начале марта.

Но патенты (пока) не являются проблемой. Американская фармацевтическая фирма Moderna, разработавшая одобренную вакцину против COVID-19, заявила, что, пока пандемия продолжается, она не будет применять свои патенты, связанные с коронавирусом, против тех, кто производит вакцины, предназначенные для борьбы с ним. А AstraZeneca заявляет, что «на время пандемии коронавируса» продолжит «покрывать только затраты на производство и распространение».

Тем не менее, эти краткосрочные договоренности скоро потребуют внимания. Порядок добровольного лицензирования, предпочитаемый Великобританией и другими богатыми странами, вполне может быть неадекватным. По крайней мере, политикам следует рассмотреть вопрос о неисключительных лицензиях и передаче технологий, как предложил Джон-Арне Рёттинген, возглавляющий исследование ВОЗ под названием Solidarity («Солидарность»), направленное на изучение терапий против COVID-19.

При всем этом по-прежнему остаются еще два гораздо более серьезных препятствия. Во-первых, существуют производственные проблемы, связанные с увеличением скорости производства. Каждая вакцина уникальна и основана на биологических и химических процессах различной эффективности, которые иногда с трудом поддаются масштабированию. А производство вакцин требует тщательного надзора и контроля качества. Однако мы можем ожидать уменьшения серьезности этих проблем по мере совершенствования производства и поступления новых вакцин, в том числе недавно одобренной вакцины от Johnson & Johnson.

Другой серьезной проблемой является прививочный национализм. Богатые страны накопили больше доз вакцины против COVID-19, чем им в действительности требуется, а другие правительства соревнуются за возможность доказать своим собственным гражданам, что закупают адекватные запасы вакцины.

Два бразильских исследовательских института планировали произвести миллионы доз вакцин AstraZeneca-Oxford и китайского Sinovac, но им мешали необъяснимые задержки с поставками жизненно важных ингредиентов из Китая. А компания Serum Institute of India, крупнейший в мире производитель вакцин, ставила передо собой цель сделать более 300 млн доз доступными для 145 стран через COVAX в первой половине 2021 года, однако изменила свое решение после недавнего приказа от правительства Индии удовлетворять в первую очередь внутренние потребности.

Тем не менее, мы наблюдаем появление обнадеживающих признаков солидарности в области вакцинации. Сорок семь стран, а также Африканский союз, в который входят 55 государств-членов, заключили (или получили предложения) по вакцинам против COVID-19 с Китаем, Индией или Россией. Индия отправила по всему миру почти 6,8 млн бесплатных доз, Китай обещал поставить около 3,9 млн, а Израиль предлагает 100 тыс.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон пообещал пожертвовать большую часть избыточных доз в своей стране более бедным странам. Некоторые другие лидеры G7, в том числе президент Франции Эммануэль Макрон, берут на себя аналогичные обязательства, но не правительство США, которое пока что отказывается от подобного шага.

Власти богатых государств должны выполнить свои обещания солидарности. Им необходимо немедленно пожертвовать дозы вакцины, чтобы защитить медицинских работников в уязвимых странах. Им необходимо внести больший вклад в инициативы ACT и COVAX, чтобы обеспечить их действительно глобальное развертывание. И им необходимо работать с фармацевтическими фирмами своих стран, чтобы заключать более прозрачные, неисключительные лицензионные сделки. Только такой уровень солидарности способен восстановить глобальный рост.

© Project Syndicate 1995-2021 

Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить