Как защитить детей от надвигающегося голода

14051

Российское вторжение в Украину грозит еще большим сбоем в мировой продовольственной системе из-за резкого увеличения стоимости основных продуктов питания и энергоносителей, необходимых для их транспортировки

ФОТО: pixabay.com

Черноморский регион отвечает за экспорт не менее 12% мировых пищевых калорий, поэтому прекращение доступа к нему будет иметь далеко идущие последствия.

Цены на продовольствие и без того уже резко выросли в результате дисбаланса рынка после пандемии и давления со стороны производственно-сбытовых цепочек, а также потерь производства, связанных с изменением климата. К концу прошлого года кризис на мировом рынке пшеницы и кукурузы привел к росту продовольственной инфляции в странах Черной Африки на 11%. Теперь бедные страны сталкиваются с очередным потрясением в то время, когда у них практически исчерпаны возможности, чтобы с ним справиться.

Еще до экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, уязвимые домохозяйства в развивающихся странах выделяли значительную часть своего бюджета на продукты питания. Дополнительное повышение цен на продовольствие может привести к значительным и необратимым потерям в питании у детей из этих домохозяйств. Они могут ходить в школу голодными или даже бросить учебу, чтобы помочь пополнить доход своей семьи. Учитывая огромные потери в процессе обучения, которые понесли дети в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) из-за закрытия школ во время пандемии, любые дополнительные сбои могут иметь катастрофические последствия.

К счастью, у большинства стран есть проверенный на практике инструмент для защиты наиболее уязвимых детей в таких условиях. Программы школьного питания считаются крупнейшей сетью социальной защиты в мире. До пандемии такими программами было охвачено 388 миллионов детей из 161 страны.

Существуют многочисленные доказательства того, что предоставление школьного питания является важным инструментом для удержания бедных и уязвимых детей в классах в районах, где отсутствует продовольственная безопасность. Это справедливо даже во время таких системных потрясений, как засухи, которые могут повлиять на общие запасы продовольствия. Многие развивающиеся страны признали ценность школьного питания как инструмента социальной защиты, когда глобальные цены на продовольствие резко выросли после мирового финансового кризиса 2008 года. За последнее десятилетие все большее число СНСД включили школьное питание в свои национальные бюджеты в качестве эффективного с точки зрения затрат способа улучшения показателя здоровья школьников и их успеваемости.

В условиях роста цен на продовольствие и топливо, оптовые закупки продуктов питания и приготовление пищи в школе могут потенциально обеспечить экономию за счет масштаба и эффективности, что будет способствовать общему снижению затрат. Недавнее исследование, основанное на Национальной программе школьных обедов в Соединенных Штатах, показывает, что программы школьного питания способствуют снижению цен в продуктовых магазинах за счет сокращения частных покупок продуктов питания.

Страны, подверженные негативным последствиям нынешних потрясений на рынках продовольствия и энергоносителей, должны работать над укреплением таких программ. Вместе с тем, обеспечение полноценного школьного питания на постоянной основе значительной части учащихся может оказаться непомерно дорогостоящим для стран с ограниченными ресурсами. Приблизительные расчеты, основанные на данных Глобального фонда детского питания, показывают, что для расширения охвата программами школьного питания в СНСД до текущего глобального медианного уровня может потребоваться эквивалент в 5% от общего бюджета страны, выделенного на образование.

Одной из первых мер, которые страны могут предпринять для стабилизации и потенциального расширения программ школьного питания, является повышение эффективности и обеспечение подотчетности в рамках существующих схем. Развивающиеся страны испытали на себе многие благородные инициативы государственного сектора, которые начинались с больших надежд, но в конечном счете уступили место бесхозяйственности и подорвали общественное доверие.

Программы школьного питания включают в себя обширные государственные закупки, область, в которой многие развивающиеся страны имеют существенные недостатки. Таким образом, для содействия поддержанию организационной и финансовой целостности, должностные лица должны взять на себя обязательство подвергать такие программы регулярному независимому аудиту.

Эффективное таргетирование также имеет решающее значение, особенно в период, когда мировые цены высоки, а выгоды от оптимизации существующих ресурсов могут быть ограничены. Недостаточные адресные меры могут привести предполагаемых бенефициаров программы к еще большему отставанию. Кроме того, попытки слишком быстро расширить программы школьного питания могут привести к перегрузке финансовых и организационных возможностей, что подорвет существующие операции.

Поощрение правительств к улучшению их программ школьного питания должно сопровождаться поддержкой со стороны партнеров по развитию для оказания финансовой помощи, особенно в свете надвигающегося долгового кризиса, угрожающего ряду стран. В настоящее время национальные бюджеты многих СНСД обременены платежами в счет обслуживания долга, которые в некоторых случаях поглощают почти половину всех государственных доходов. В этих условиях такие программы, как школьное питание, зачастую ликвидируются или сокращаются в первую очередь. Например, растущий долг недавно вынудил Гану приостановить запланированное расширение программы школьного питания.

Один из способов, с помощью которого международное сообщество может помочь странам, которые пытаются справиться с двойным кризисом – продовольственной инфляцией и чрезмерной задолженностью – заключается в содействии обмену долговых обязательств на цели развития, подобному тому, который Всемирная продовольственная программа провела при посредничестве Мозамбика и России в 2017 году. Хотя процесс согласования таких свопов является слишком медленным, чтобы удовлетворить потребности в чрезвычайных ситуациях, они могут стать мощным инструментом, содействия долгосрочному выделению дополнительных ресурсов на программы школьного питания в странах с крупной задолженностью.

Поскольку геополитические кризисы и климатические катастрофы доминируют в заголовках, целое поколение бедных и уязвимых детей в местах далеких от центра внимания, рискует остаться незамеченным. Удержание этих детей в школе и хорошее питание – это самое малое, что может сделать мировое сообщество для их подготовки к неопределенному будущему.

Биниам Бедассо, старший научный сотрудник Центра глобального развития

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить