Заменят ли программные роботы людей?

14411

Роботизация бизнес-процессов - один из главных трендов в сфере корпоративного программного обеспечения в мире

ФОТО: pixabay.com

Согласно исследованиям Gartner роботизированная автоматизация процессов является наиболее быстрорастущим сегментом рынка софта. Gartner предсказывает, что в ближайшие годы порядка 72% организаций будут использовать программных роботов для автоматизации рутинных и структурированных процессов.

Робот — это программное обеспечение, то есть речь идет о частном случае автоматизации и это важно понимать, дабы не мистифицировать технологию. В качестве инструмента автоматизации выступают так называемые роботы, которые представлены в виде прикладного программного обеспечения.

Визуально роботы работают по подобию человека, то есть робот управляет курсором, нажимает кнопки, читает и пишет электронные письма, набирает текст и все это видно на экране монитора компьютера. Это одна из основных особенностей технологии. Технически работа робота аналогична работе скрипта, написанного на языке VBA, например, в виде макроса.

В этом видео робот заводит новых дебиторов Компании по заявке в формате эксель в системе SAP, значительно облегчая труд бухгалтеров и специалистов по мастер данным.

В данном видео робот заполняет данные на портале enbek.kz, заменяя ручной труд сотрудников HR.

Роботы стали популярными благодаря высокой эффективности в автоматизации рутинных процессов и высокой скорости внедрения. Можно сказать, что роботы — это своего рода «последняя миля» автоматизации. Когда уже автоматизировано большинство процессов посредством традиционных систем (ERP, CRM, HR management, АБиС и т.д.), но имеет место быть рутинная робота людей в системах, именно в этот момент и возникает потребность в точечной автоматизации «небольших» процессов посредством роботов.

В мире, как и в РФ и в Казахстане на сегодняшний день индустрии-лидеры по внедрению RPA это: банки и финансовые институты, энергетика и добывающая промышленность.

Наиболее часто роботы используются для автоматизации процессов бэк-офиса, что подтверждается статистикой применения роботов в РФ:

• Бухгалтерский и налоговый учет ― являются безусловными лидерами в роботизации. Зачастую в организациях роботизируют процессы формирования бухгалтерских отчетов из учетных систем, процедур сверок между несколькими системами (например, сверка ЭСФ в системе бухгалтерского учета с данными на портале ЭСФ).

• Управление персоналом и ИТ следующие по популярности процессы. Одним из популярных применений роботов в HR, является обработка заявлений на отпуск/командирование с формированием приказа в системе бухгалтерского учета и последующим начислением денежных средств. В ИТ роботы используются для процессов администрирования и мониторинга (создание и блокировка учетных записей, мониторинг работоспособности систем).

• Менее популярным для роботизации представляются юридические процессы. Направлению юридических услуг уделяется меньшее внимание в виду большей популярности и изученности процессов бухгалтерского и налогового учета, а также кадровых процессов. Также основным отличием юридических процессов является работа с текстом, а не с цифрами/значениями.

Юридические процессы в компаниях не достаточно регламентированы с точки зрения автоматизации, поэтому низкий показатель роботизации в этой сфере вызван сложностью выявления подходящего процесса под роботизацию и расчета эффективности от внедрения робота.

Автоматизация и сокращение рабочих мест

Примерно 100 лет тому назад телеграф был прорывом в сфере коммуникаций. Телеграмма была настоящим событием. Почтальон звонил в дверь, передавал конверт. Но читать телеграмму мог только глава семьи. Ему несколько минут искали очки, затем он сначала про себя, а после вслух зачитывал сообщение. Телеграммой сообщали о смерти, о рождении, поздравляли с праздниками. Сегодня это сделать проще — можно отправить смску или сообщение в социальных сетях, мессенджерах.

Прогресс и технологическая революция не стояли на месте. На смену телеграфисткам пришли телефонистки, количество посыльных неизбежно и стремительно сокращалось. Появились новые специальности, такие как, связисты и инженеры телекоммуникаций. Естественно, что количество таких инженеров было значительно меньшим, чем «выбывших из игры» почтальонов.

Новые профессии требовали академических знаний. В университетах начали появляться кафедры радиотехники и связи. 

Мухамеджан Дузенов
 
Мухамеджан Дузенов

Сегодня мы являемся свидетелями так называемой «цифровой революции». Цифровизация и автоматизация высвобождают рабочую силу, повышая производительность труда, тем самым делая людей, компании и страны все более конкурентными. На фоне этого неудивительными кажутся и прогнозы исследовательских компаний.

Например, аналитики Forrester в 2017-му году предсказали, что к 2027-му потери рабочих мест из-за автоматизации составят порядка 7%. McKinsey в исследовании 2017-го прогнозируют, что порядка 15% (400 млн рабочих мест) могут быть высвобождены из-за автоматизации.

Следует также отметить, что пандемия из-за COVID-19 явилась катализатором цифровизации. Ярким примером являются рынки труда развитых стран. В силу более высоких требований к карантину и условиям труда, корпорации больше инвестируют в автоматизацию и роботизацию, дабы снизить зависимость от человеческого труда и снизить операционные издержки.
Отсюда можно предположить, как бы грустно это не звучало, что оценки исследовательских агентств весьма консервативны.

Заменят ли роботы людей? Конечно, да. Роботы и технологии устроены так, чтобы заменять людей на участках деятельности подлежащих автоматизации при условии, что эта автоматизация целесообразна. Ну и как было отмечено выше, технологии способствуют появлению новых рабочих мест и профессий. В случае с роботами, речь идет о разработчиках роботов, администраторах и операторах RPA.

Стоит ли опасаться их? Думаю, что не более чем ставшим традиционными систем автоматизации, например, систем бухгалтерского учета и т.п.
И дело тут в том, что основная область применения роботов (тут речь идет только об RPA) в данный момент это процессы бэк-офиса компаний, в основном бухгалтерия, HR, закупки, казначейство, операционная деятельность в банках.

Роботы (пока) не наделены способностью выполнять сложные человеческие суждения, основанные на опыте, интуиции, творческой составляющей, поэтому лишь некоторая часть процессов подлежит роботизации.

На сегодняшний день программные роботы RPA используются в 90% случаев для выполнения повторяющейся монотонной работы. Можно сказать, что программные роботы - это «руки» без «мозгов». Думаю, в перспективе 5-10 лет мы будем наблюдать развитие технологий в эту сторону. То есть роботы станут более интеллектуальными и спектр их применения расширится значительно.

Очевидно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями командной работы людей и машин. Согласно одному из исследований Dell Technologies 82% руководителей производственных предприятий на горизонте пяти лет рассчитывают на более тесную интеграцию людей и машин.

Я в достаточной степени уверен, что опасаться стоит не роботов RPA (даже с искусственным интеллектом), а тех технологий, из-за которых эффект от сокращения рабочих мест будет иметь более существенный и драматический характер. Например, автомобили управляемые автономно компьютерами или роботами. Сочетание этой технологии с услугами такси, может привести к потере рабочих мест миллионов людей.

Но не все так плохо, как кажется, достаточно эффективные усилия в области образования, переквалификации специалистов и все чаще обсуждаемый безусловный базовый доход могут нивелировать эффект потери рабочих мест. На подготовку к этому есть время именно сейчас. Ну и как говорится, человеческий гений безграничен, так что прорвемся!

Мухамеджан Дузенов, Директор по развитию бизнеса Seiko Labs
 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить