«Зачем нужны эти Олимпийские игры?»

12289

НЬЮ-ЙОРК – Каори Ямагути, олимпийский призёр по дзюдо и исполнительный член Олимпийского комитета Японии, сделала поразительное заявление – поразительное для олимпийского чиновника

ФОТО: unsplash.com/Sam Balye

Она заявила, что Японию «загнали в угол», заставляя провести игры во время пандемии: «Зачем нужны эти Олимпийские игры? Для кого они? Они уже потеряли всякий смысл и будут проводиться просто ради них самих. Я полагаю, что мы уже упустили шанс отменить их».

Она не в одиночестве. Один из ведущих японских медицинских экспертов предупредил, что игры могут спровоцировать новую вспышку Covid-19 и что продолжение подготовки к играм в нынешних условиях является «ненормальным». Более 80% японского населения хотят, чтобы Игры были либо отложены, либо отменены. Газета «Асахи Симбун», официальный спонсор Игр, призывает правительство отказаться от этого мероприятия. Если Игры всё же будут проведены, а сейчас это представляется наиболее вероятным, тогда состязания будут проходить на почти пустых стадионах, хотя на их строительство были потрачены огромные деньги.

Вопрос Ямагути вполне резонен. Для кого проводятся Олимпиады? У атлетов и так уже есть масса возможностей для состязания на разнообразных международных чемпионатах. А японцы не должны расплачиваться за развлечение телезрителей. Может быть, эти игры проводятся для японских политиков, которые надеялись, что подобное представление повысит их престиж, или для «жирных котов» из Международного олимпийского комитета, этих знаменитостей в дорогих пиджаках, которые уверены, что интересы их гигантского предприятия должны быть выше интересов всех остальных?

Вопрос, зачем на самом деле нужны Олимпиады, преследует их постоянно – с тех пор как барон Пьер де Кубертен возродил эти игры в Афинах в 1896 году. Барон, как и другие французские консерваторы того времени, беспокоился о национальном мужестве, особенно после поражения в войне с Пруссией в 1871 году. Он считал, что спортивные состязания могли бы стать ответом на недостаток мужественности у французов.

Помимо восстановления французской мужественности, Кубертен также надеялся, что международные спортивные мероприятия будут содействовать делу мира, объединяя людей со всего мира. Подобно всемирным выставкам и слётам бойскаутов, Игры могли бы стимулировать международную дружбу, а также патриотизм. После завершения чистых и честных соревнований наиболее здоровые представители множества стран могли бы провести совместный марш за лучшее будущее.

Шарль Моррас, идеолог крайне правых, вступивший в ультранационалистическую организацию «Французское действие» (Action française), сначала высмеивал идеализм Кубертена. Он презирал идею международной дружбы. Но затем он поменял мнение. Состязания на беговых дорожках и стадионах могли бы усилить ненависть людей из разных стран друг к другу, что, на его взгляд, было очень хорошо.

В конечном итоге не возобладал ни идеализм Кубертена, ни цинизм Морраса. Мир во всём мире не наступил, но и войны едва ли становились результатом национальных разногласий на спортивных стадионах. Тщетность претензий Кубертена стала горькой очевидностью, когда он дрожащим голосом восхвалял достоинства дружбы и честной игры на берлинской Олимпиаде в 1936 году, а Гитлер и Геринг, ухмыляясь, сидели рядом на почётных местах.

Нельзя отрицать, что у Игр была определённая позитивная цель после окончания Второй мировой. Олимпиада в Токио в 1964 году была невероятно важна для японцев, символизируя не только экономическое возрождение страны, но и её политическую респектабельность. Япония уже не была военным хищником, ответственным за миллионы погибших в Азии, она была процветающей демократической страной, открытой для мира.

Нечто похожее можно было бы сказать и об Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. После десятилетий жестокого правления имперской Японии, опустошительной Корейской войны и ещё нескольких десятилетий военной диктатуры Южная Корея превратилась в сравнительно открытое общество с конкурентными выборами, безудержно свободной прессой и молодым населением, полным гордости и оптимизма. Корейцы полностью заслуживали международное внимание, а Игры в Сеуле стали настоящим праздником.

Но за этими редкими исключениями Олимпиадам трудно найти оправдание. Слёты марширующих и размахивающих флагами людей в униформе являются анахронизмом XIX века, который до сих пор поощряют в тех странах, где у народа нет права избирать своих лидеров, но зато есть обязанность восхвалять их. Непревзойдённым мастером в такого рода делах является КНДР. Впрочем, смысл зимней Олимпиады Владимира Путина, проходившей в 2014 году на субтропическом курорте, который завалили искусственным снегом, тоже явно сводился к восхвалению его авторитарного правления. Демонстрация китайского национализма на пекинских Играх в 2008 году была бы ближе сердцу Морраса, чем Кубертена.

Страны победнее, например, Греция в 2004 году, остались после Игр с огромными долгами и пустующими стадионами, которые заросли сорняками. А богатым странам вряд ли действительно нужны экзотические феерии, подобные тем, что были устроены в Атланте в 1996 году и в Лондоне в 2012 году – разве что в качестве оправдания для инвестиций в инфраструктуру, которую в любом случае надо было строить.

В 2021 году Токио совершенно точно не нуждается в Олимпиаде. Однако олимпийская армия продолжает свой марш, зарабатывая огромные суммы денег, даже когда страны-организаторы оказываются на грани банкротства. МОК заработал приличные 985 млн евро ($1,2 млрд) на афинской Олимпиаде. И я помню олимпийских чиновников, с важным видом расхаживавших в Сеуле. Чем беднее была страна, которую они представляли, тем больше были их платиновые часы.

Игры – это гигантский бизнес для МОК, для спонсоров, для девелоперов недвижимости и иногда для коррумпированных политиков. Вот для чего они нужны. В этом году тысячи олимпийских чиновников заполнят лобби дорогих отелей в Токио. А когда они уедут в следующее место, специально построенные стадионы, огромные и ненужные, будут стоять заброшенными, напоминая о мероприятии, которое в принципе не должно было проводиться.

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить