В борьбе с Covid-19 забывают о гендерном вопросе. А зря

15785

НЬЮ-ЙОРК – Когда начинается пандемия, мировые лидеры и руководители здравоохранения обязаны быстро адаптироваться к назревающей угрозе. И обычно гендерный фактор является последним, который они при этом учитывают (если он вообще попадает в их список неотложных дел)

ФОТО: Depositphotos.com/vichie81

Будучи защитниками здоровья и прав девочек и женщин, мы неоднократно слышали их извинения. Лидеры говорят: «Гендерный вопрос прямо сейчас не является приоритетом». Они заявляют: «Ну, может быть, когда ситуация успокоится». И они настаивают: «Сейчас не подходящее время». Но если мы хотим, чтобы наши меры борьбы с Covid-19 (или с любой другой чрезвычайной ситуацией в здравоохранении) были эффективны, подобное отношение должно измениться.

Девочки и женщины переживают эпидемии иначе, чем мальчики и мужчины. Взгляд сквозь гендерную призму позволяет выявить специфические риски и уязвимости, с которыми сталкиваются девочки и женщины из-за глубоко укоренившегося неравенства и традиционных гендерных ролей. Факты, которые позволяет обнаружить такой взгляд, помогают спасти жизни и гарантировать, что никто не останется позади во время планирования и реализации мер реагирования на чрезвычайные ситуации.

Чтобы переосмыслить наш ответ на пандемию и поставить в центр этих усилий гендерные аспекты, нам необходимо, прежде всего, защитить и поддержать медработников во всём мире: 70% из них являются женщинами. Крайне важно, чтобы эти медработники были хорошо подготовлены, обеспечены ресурсами и экипированы. Это означает, что надо ликвидировать глобальный дефицит средств защиты, таких как медицинские маски и перчатки, с тем чтобы и сами медицинские работники, и их пациенты были адекватно защищены.

Это также означает, что надо ликвидировать общемировой гендерный разрыв в оплате труда медработников, который равен 28%, и обеспечить им достойную и безопасную рабочую среду с необходимыми средствами индивидуальной защиты. Всё это позволит не допустить сбоев в обеспечении медицинских услуг, гарантировав, что сами медработники не заболеют, а также поможет удержать их на рабочем месте, несмотря на то, что они работают круглосуточно, борясь с Covid-19. Кроме того, мы обязаны демонтировать дискриминационную систему, не способствующую привлечению медиков-женщин в органы принятия решений, которые инициируют жизненно важные, чрезвычайные протоколы в медицинских учреждениях.

Обеспечить надёжными данными о Covid-19 медработников, власти и прессу будет невозможно без инвестиций в своевременный сбор данных с разбивкой по гендерному и возрастному признаку, и это касается любых программ медицинского надзора и мониторинга. Предыдущие чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранении, например, эпидемия Эболы в 2014-2016  и вспышка холеры в Сьерра-Леоне в 2012 показывают, что отсутствие данных разбивкой по гендерному признаку серьёзно препятствует принятию разумных решений и сильных мер реагирования, а также быстрому выздоровлению. Хотя те эпидемии бросали нам вызов иначе, чем Covid-19, необходимость решений, основанных на фактах и качественных данных, остаётся неизменной.

Мы также должны задаться вопросом, а как традиционные гендерные роли влияют на жизнь людей любой гендерной идентичности или бэкграунда в эпоху Covid-19. Это означает, что не следует ограничиваться предварительными данными из Китая, согласно которым число заражений Covid-19 среди мужчин слегка выше, чем среди женщин. Это также означает, что нам надо оценить первоочередные уязвимости девочек, женщин, мальчиков, мужчин и небинарных людей.

Например, предыдущие чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения показывают, что традиционная роль женщин – уход за больными членами семьи – нередко повышает их риски подхватить инфекционные заболевания через личные контакты. Так происходило во время вспышки Эболы в 2014-2016 , во время эпидемии SARS в 2002-2003 годах и в Индии во время борьбы с вирусом Нипах в штате Керала. Во всех этих случаях значительное количество занимавшихся уходом девочек и женщин были инфицированы. Зная об этом, занимающиеся уходом женщины смогут понять, насколько важно соблюдать в своём домохозяйстве меры профилактики по предотвращению Covid-19, рекомендованные ВОЗ, и насколько важно сообщать о случаях заболевания при появлении первых симптомов.

Когда мы занимаемся медицинским и эпидемиологическим реагированием на Covid-19, мы должны гарантировать непрерывность оказания крайне важных услуг материнского, сексуального и репродуктивного здоровья. Западноафриканская вспышка Эболы показала, что работа по сдерживанию эпидемии может отвлечь персонал и ресурсы от оказания других услуг, в которых нуждаются женщины. Последствия могут быть катастрофическими: во время эпидемии материнская смертность в регионе выросла на 75%, а количество женщин, рожающих в больницах и клиниках, сократилось на 30%.

Необходимость в доступе к услугам профессиональных акушеров, контрацепции, безопасных абортов, а также в защите от гендерного насилия во время эпидемических вспышек обычно резко повышается. И Covid-19 в этом отношении ничем не отличается. Как сообщается, количество случаев домашнего насилия в китайском Ухане увеличилось за время двухмесячного карантина в этом городе. Во время чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения люди продолжают заниматься сексом, они достигают половой зрелости, у них происходят менструации, они беременеют и рожают, поэтому удовлетворение всех этих нужд должно оставаться важным приоритетом.

А для этого нужно выдвигать женщин на руководящие позиции. Среди женщин есть опытные медики, эпидемиологи, няни и медсёстры, лидеры местных сообществ и так далее. Но самое главное, они являются наилучшими экспертами в вопросах собственной жизни, и поэтому они должны активно привлекаться к работе по подготовке и реагированию на эпидемии. Это означает, что надо гарантировать участие девочек и женщин во всех группах по борьбе с Covid-19 на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Женщины должны работать в местных советах и в законодательных органах, принимающих важнейшие решения. Необходимо срочно устранять гендерный дисбаланс в глобальном медицинском руководстве, где мужчины занимают 72% высших должностей.

С достаточными ресурсами мы сможем избежать былых ошибок и разработать такие меры реагирования, которые с самого начала будут учитывать гендерный аспект. Хотя $15 млн и $14 млрд срочной чрезвычайной помощи, обещанной ООН и Всемирным банком соответственно, являются хорошим началом, нам нужны дополнительные инвестиции в реализацию мер, необходимых для эффективной стратегии борьбы с Covid-19.

Слишком долго извинения за отказ учитывать гендерные аспекты  во время чрезвычайных медицинских ситуаций мешали осуществлению мер, в которых мы больше всего нуждаемся. Чтобы защитить нас всех, на этот раз всё должно быть по-другому.

Сьюзен Папп – управляющий директор по вопросам политики и защиты в организации Women Deliver. Марси Херш – старший менеджер по гуманитарной защите в Women Deliver

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить