Вступил ли Казахстан в эпоху «neo-невежества»?

32100

О том, почему государству не нужны думающие граждане, рассуждает политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев

 

Досым Сатпаев
Фото: Андрей Лунин
Досым Сатпаев

«Эффект Джеймса Флинна»

Норвежские учёные из Центра экономических исследований Ragnar Frisch в рамках своего социологического исследования недавно пришли к выводу о постепенном снижении уровня интеллекта у современных людей. По их данным, за одно поколение норвежцев уровень интеллекта падал в среднем на семь пунктов. Чуть раньше другое исследование показало, что каждое десятилетие IQ падает на 1,23 балла, а за полтора века снижение составило 14 баллов.

Это противоречит «эффекту Флинна»: новозеландский философ Джеймс Флинн первым неожиданно обнаружил, что средний уровень IQ человечества в целом, наоборот, стабильно повышается примерно на три балла за 10 лет. По его мнению, у всех нас развилось абстрактное мышление, что привело к увеличению среднего коэффициента интеллекта во всем мире по крайней мере на 30 баллов за последнее столетие. В то же самое время в одном из своих недавних интервью BBC Future Джеймс Флинн всё же выразил обеспокоенность тем, что мир вскоре достанется поколению Y, чьё рождение после 80-х годов прошлого века совпало с цифровой революцией. По его мнению, эти люди умеют обращаться с новыми технологиями и гаджетами, но тем не менее, покидая стены университета, ничем не отличаются от средневековых крестьян, запертых в своем тесном мирке. Тем самым Джеймс Флинн признал, что от роста IQ умнее мы не становимся. (Интересно, что бы он сказал про поколение Z, которое уже дышит в затылок «поколению миллениума», в том числе в Казахстане?)

Парадокс цифровой революции

Возможно, мы сейчас сталкиваемся со странной ситуацией, когда количество не всегда переходит в качество. Парадокс цифровой революции состоит в том, что колоссальное увеличение объёмов информации, а также возможностей для доступа к разным знаниям on-line не привели к новой эпохе просвещения для значительных масс населения, а, наоборот, породили «neo-невежество».

Наглядным примером этого является рост популярности в разных странах мира «Общества плоской Земли», чьи многотысячные апологеты на полном серьёзе пытаются убедить остальных в том, что Земля на самом деле плоская. Интересно то, что «Международное общество плоской Земли» появилось еще в 1956 году, но именно за последние несколько лет эта спекулятивная версия стала обретать новую жизнь и новых ярых сторонников, которые неплохо вписались бы в античный и средневековый антураж, хотя многие из них также являются детьми цифровой революции.

В то же время во многих странах мира, включая Казахстан, можно наблюдать кризис классических институтов социализации, на смену которым приходят новые каналы формирования мировоззрения молодых людей. Интернет с большим разнообразием социальных сетей и мессенджеров стал превращаться в один из ключевых институтов социализации со всеми его плюсами и минусами. И если раньше в основе невежества лежала безграмотность основной массы населения и искусственные (социальные, имущественные, сословные, религиозные и др.) препятствия для доступа к образованию, то сейчас в основе neo-невежества, в том числе и в Казахстане, видны другие причины.

Корни neo-невежества

Причина этого явления лежит, во-первых, в негативном влиянии информационного шума, когда мало кто хочет «грузиться», предпочитая вопрос «что?» вопросам «почему?» и «как?». Информационный сёрфинг и хайп постепенно выталкивают потребность в размышлении. Неудивительно, что глубокомыслящих философов в мире становится всё меньше и меньше. Их заменяют «трендсеттеры».

Есть подозрение, что политическим элитам во многих странах мира, в том числе и в Казахстане, на самом деле не очень-то нужны образованные и культурные граждане, как «интеллектуальному глянцу» на самом деле не очень нужны вдумчивые читатели. Здесь главное – казаться, а не быть.

Одними из индикаторов этого тревожного тренда в Казахстане является не только перманентный кризис образования в стране, но и целенаправленное сокращение пространства для глубоких и серьёзных аналитических передач или статей, а также практическое уничтожение журналистского расследования как жанра.

В Казахстане продолжается целенаправленное снижение интеллектуальной и культурной планки общества, возможно, из-за страха перед главным орудием любого образованного и культурного человека – способностью задавать неудобные вопросы и пытаться получать на них ответы. Это чем-то напоминает структуру современной экономики, где культ «массового потребителя» нивелирует потребность в наличии «думающего потребителя». Очень хорошо эту мысль выразил известный математик Владимир Игоревич Арнольд на примере США, хотя в принципе это стало уже характерным практически для всех стран мира. Ещё в начале 2000-х годов в одной из своих книг, со ссылкой на американских коллег, он писал, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в тех же Штатах искусственно поддерживается ради экономических целей, так как, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем. Хотя, несмотря на такую критику, США до сих пор являются магнитом для талантливых и амбициозных людей со всего мира, которые видят, что здесь всё ещё можно чего-то достичь за счёт мозгов и таланта.

Во-вторых, среди корней neo-невежества - кризис доверия ко многим традиционным институтам, от государственных структур до религиозных организаций, политических партий и СМИ. При этом данный кризис доверия сопровождается ренессансом легковерия. Уже упомянутое «Общество плоской земли» свою паству набирает среди любителей всемирного заговора и «масонских» козней. Отсутствие доверия к кому-либо является хорошей средой для появления разного рода манипуляторов в лице псевдопророков, псевдоучёных, политических популистов, радикалов и др. Фактов уже нет. Есть только их интерпретация. Ускорение диффузии массового сознания за счёт увеличения количества пользователей социальных сетей, где система fact checking работает пока слабо, максимизирует кумулятивный эффект от быстрого распространения фейковой информации в разных формах, которая начинает формировать сознание людей.

В-третьих, neo-невежество берёт корни в кризисе системы образования как одного из институтов социализации, который всё чаще демонстрирует свою неэффективность, в том числе и в Казахстане. Довольно показательны данные казахстанского Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, которое недавно назвало самые коррумпированные государственные программы. Тревожным фактом является то, что в список также попали образование и наука, что создаёт опасный эффект домино. Ведь что бы мы ни делали, какие бы решения и принимали - всё упирается в человеческий фактор.

Можно сконструировать воздушный суперлайнер с мощной «защитой от дурака», но ошибка плохо подготовленного пилота способна привести к катастрофе. Можно построить суперсовременный завод с дорогим оборудованием, но нехватка профессионалов превратит его в декорацию. Можно нашпиговать больницу новейшей медицинской техникой, но это не будет гарантией от неправильного диагноза, который ведет к неправильному лечению. Можно написать кучу умных экономических программ, но отсутствие толковых государственных менеджеров на высшем, среднем и низовом уровнях угробят любой проект, да ещё за счёт налогоплательщиков.

Молодо, да зелено

Ещё хуже, когда низкое качество человеческого капитала в системе государственного управления, как следствие neo-невежества, ускоряет процесс депрофессионализации. Возникает ситуация, когда работа чиновника, наоборот, убивает предыдущие профессиональные навыки человека, замещая их лишь номенклатурными «инстинктами» для выживания. Кстати, уже сейчас мы наблюдаем смену поколений в управленческом аппарате Казахстана. Численность госслужащих составляет чуть меньше 100 тыс. человек, их средний возраст равен 39 лет.

Это естественный процесс. Но здесь возникает две проблемы. Во-первых, появление на высоких государственных должностях молодых управленцев (часто с зарубежным образованием), никогда не имевших опыта работы в «поле», в низовых звеньях бюрократического аппарата. Инкорпорирование тех же «болашакеров» в разные структуры государственной власти идёт уже давно. Но система государственного управления от этого не стала лучше. Можно согласиться с точкой зрения, что многие из них пришли не менять эту систему в лучшую сторону, а вписываться в неё со всеми её пороками и недостатками. Во-вторых, появление на среднем и низовом уровнях государственной власти представителей молодого поколения бюрократов, получивших некачественное местное образование.

Кстати, здесь интересными являются результаты исследования молодёжных настроений и трендов, которые подготовило агентство BRIF Research Group в ходе своего исследования в 2017-2018 годах. Согласно исследованию, интерес к государственной службе в основном имеют молодые люди, живущие в регионах и мечтающие попасть в столицу. Многие стараются прорваться в Астану из провинции, но не наоборот. При этом ещё более активная и креативная с точки зрения реализации своих амбиций молодёжь, наоборот, не рассматривает госслужбу в качестве своей цели.

Довольно метко такую проблему в любой иерархизированной системе подметил канадско-американский психолог, теоретик менеджмента и автор теории «иерархологии» Лоуренс Джонсон Питер: «Почему некомпетентного работника нельзя уволить? Иногда, в крайних обстоятельствах, так и поступают, но иерархия воздвигается, чтобы приютить как компетентных, так и некомпетентных. До тех пор пока некомпетентность не угрожает существованию иерархии, с ней обычно мирятся. Иерархии создаются для поддержания порядка, а не для устранения некомпетентности, как и не для того, чтобы выявлять и вознаграждать компетентность».

Добавьте сюда ещё слабость базовых институтов социализации. Речь идет о политических партиях, профсоюзах, неправительственных организациях, университетах, СМИ и т.д. В идеале реальная, а не мнимая деятельность этих игроков плюс конкуренция между ними автоматически поднимают наверх большое количество способных людей, из которых тоже может формироваться политическая элита. В нашем случае среди этих институтов немало фейков, что ещё больше усугубляет ситуацию с nеo-невежеством, которое можно хотя бы частично нейтрализовать, реализуя несколько задач.

Не держите дракона за хвост!

Первое, формирование конкурентной интеллектуальной, политической и экономической среды, где существует большое количество социальных лифтов и нет многочисленных искусственных потолков для роста, которые часто создаются там, где неравенство возможностей определяется лишь жизненной лотерей, повезло или не повезло родиться с серебряной ложкой во рту. В конечном счете конкурентоспособное государство формируется только в условиях жёсткой внутренней конкуренции знаний, а не телефонного права, когда у многих молодых людей есть равные возможности на реализацию новой «казахстанской мечты», когда многое зависит лишь от личных способностей эти возможности реализовать.

Пока же тревожным явлением является то, что многие способные молодые люди, не видя перспектив в Казахстане, «голосуют ногами» и уезжают из страны в разных направлениях, пытаясь найти применение своей «конкурентоспособности» в других политических и экономических системах. Недавно агентство Finprom представило данные своего исследования. Так, в 2017 страну покинули 37,7 тыс. человек. Это на 25,3% больше, чем в 2015. Доля квалифицированных кадров, покинувших Казахстан, составила 54%, или 20,4 тыс. человек. А это на 17% больше по сравнению с 2015. При этом наиболее критичен отток технарей, экономистов и педагогов.

Второе, должен быть реальный, а не мифический рост уровня жизни большинства казахстанцев, при котором количество «выживающих» было бы намного меньше, чем тех, кто считает себя представителем среднего класса, для которого культ не просто образования, а качественного образования является не блажью, а естественной потребностью для саморазвития.

Третье, равные возможности предполагают равный доступ к качественному образованию, которое дает не диплом, а навыки постоянного обучения в течение всей жизни, готовя специалистов для быстро меняющегося рынка труда, а не специалистов прошлого. При этом равный доступ к качественному образованию должен быть во всех регионах Казахстана, а не только в столице или Алматы, что уже ведёт к решению другой проблемы, а именно выравнивания социально-экономических диспропорций между разными регионами страны за счёт повышения их конкурентоспособности.

Альтернативой всего этого может быть лишь опасная иллюзия того, что невежественной массой легче управлять и манипулировать. Но это как держать дракона за хвост. Рано или поздно он откусит не только руку. Ведь в будущем этим драконом всегда захочет манипулировать кто-то другой.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить