Вспомнить все

10777

Трансформационный переход для Казахстана в определенном смысле случился неожиданно. Руководство республики не было готово ни к августовскому путчу 1991 года, ни к Беловежским соглашениям, приведшим к распаду СССР.

Программу построения независимого государства пришлось создавать в буквальном смысле на ходу. Возможно, и были какие-то предварительные наработки, но можно предположить, что они исходили из сохранения Советского Союза в несколько обновленном виде, в рамках так называемого новоогаревского процесса.

Первая проблема, с которой столкнулся Казахстан, – полная зависимость от кредитно-денежной политики России. Национальный банк РК до ноября 1993 года «сидел» на кредитах, выделявшихся ему Центральным банком РФ. Возник опасный дефицит ликвидности финансовой системы. Дело доходило до того, что, имея формально достаточные остатки на счетах, казахстанские банки были лишены возможности выдавать предприятиям наличные на выплату зарплаты работникам.

Другая острая проблема – несоответствие действовавшего на тот момент все еще советского законодательства новым условиям. Гражданско-правовые отношения регулировались Гражданским кодексом Казахской ССР от 1963 года (утратил силу только в 1999 году) и Основами гражданского законодательства СССР. В новых рыночных условиях это порождало известные коллизии. Советская система государственных арбитров явно не справлялась с обилием споров, вызванных неисполнением договорных обязательств. Новое налоговое законодательство фактически создавалось с нуля.

Разрушение старых хозяйственных связей, миграционный отток, падение качества жизни – все это привело к масштабному сокращению производства. Так, в 1998 году промышленное производство составило лишь 46,3% от уровня 1990 года, а ВВП – 69,2% от уровня 1991 года.

Следует откровенно признать, что до 1997 года ясного видения реформ у власти не было. Практически речь шла о попытках сочетания уже скомпрометировавшей себя советской модели управления с новыми рыночными реалиями. Межзачет для расшивки взаимных неплатежей чуть было не разрушил всю финансовую систему Казахстана.

Однако в 1998 году была проведена политическая реформа, в целом заключавшаяся в том, что президент взял на себя всю ответственность за будущее страны. А в последующие пять лет были реализованы глубокие и содержательные преобразования в экономике: либерализация внешней торговли; введение частной собственности на землю; полный отказ от государственного регулирования цен; реформа ЖКХ; принятие законов о банкротстве, об антимонопольной деятельности, о бюджетной системе, о Национальном банке, о нефти, о налогах и обязательных платежах, о приватизации, о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.; старт приватизации промышленных предприятий и, наконец, налоговая реформа с принятием Налогового кодекса и поэтапным снижением ставок.

Эти шаги очень быстро принесли свои плоды. За короткий срок – пять лет – было отыграно падение первой половины 1990-х и уже в 2003 году превзойден уровень 1991 года. И это притом что в 1999 году цена на нефть находилась на минимуме за последние 10 лет и в последующие четыре года только подошла к уровню середины 1990-х.

Сегодня, находясь в значительно лучших условиях по сравнению с тем периодом, наша экономика потихоньку теряет темпы своего развития. Накопленный запас прочности не дает ей свалиться в полноценную рецессию, но и за счет чего она выйдет на докризисные (до 2009 года) темпы роста – не видно. Возможно, есть смысл вспомнить опыт конца 1990-х и провести смелые и масштабные реформы в экономике?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube