Время собирать власти

7237

«Иных уж нет, а те далече». Должно быть, такой была первая мысль Карима Масимова, когда спустя полтора года после отставки с поста премьер-министра он вновь уселся в привычное кресло и окинул взглядом подчиненных

Как ни странно, из того состава кабинета, который Масимов возглавил в январе 2007 года, остался лишь его нынешний предшественник Серик Ахметов, который тогда возглавлял Министерство транспорта и коммуникаций, а теперь направлен укреплять обороноспособность страны. В оппозиционные евробега подался Виктор Храпунов, занимавший пост министра по ЧС. В Москве оказался Даниал Ахметов, тогда министр обороны, в солнечном Тбилиси – Ермухамет Ертысбаев, руководивший культурой и информацией, в не менее жаркой Анкаре – Туймебай Жансеитов, направлявший образование и науку, а министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов – в Алматы городским головой. В далекую Хорватию направлен послом Аслан Мусин, в ту пору министр экономики и бюджетного планирования, в Литве оказался Бауржан Мухамеджанов, под началом которого было Министерство внутренних дел, в Москве – Марат Тажин, возглавлявший МИД.

С другой стороны, в правительстве осталось большинство тех его членов, которые провожали своего шефа в отставку в конце сентября 2012 года, что, конечно же, облегчит Кариму Кажимкановичу «перезагрузку» на этом посту. 

Правда, из кабмина ушел на пост госсекретаря такой тяжеловес, как Адильбек Джаксыбеков, с которым Масимов наверняка сработался бы – ведь тот занял пост министра обороны в июне 2009 года. 

Кстати, о новом госсекретаре. Ему комментировавшие кадровые перестановки эксперты уделили незаслуженно скромное внимание, сделав акцент на перемещении экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматуллина на должность руководителя президентской администрации – дескать, и «орговик» прекрасный, и вообще, это главный итог всей комбинации.

Джаксыбеков оказался первым «прозрачным» олигархом национального масштаба среди занимавших кресло госсека

Возможно, так оно и есть, однако, с точки зрения финансовых обозревателей, памятующих о сложном положении дел в казне в преддверии огромных затрат на проведение EXPO-2017 и универсиады-2017 и о проблемах банковского сектора, выдвижение Джаксыбекова на пост госсекретаря выглядит симптоматично. Он оказался первым «прозрачным» олигархом национального масштаба среди занимавших когда-либо это кресло. Ведь ему принадлежит 70% в АО «Корпорация «Цесна» – мощной семейной бизнес-группе, наиболее крупными «дочками» которой являются Цесна Банк, АО «Финансовый холдинг «Цесна» и инвестиционная компания ТОО «Медет Холдинг». Состояние семьи Джаксыбековых оценено в новом списке 50 самых богатых бизнесменов страны Forbes Kazakhstan в $420 млн (17-е место). 

Но вернемся к «новому старому» премьеру. Ему некоторые политологи вменили в вину, что не сумел вывести на надлежащий уровень идеологическую работу государства, а посему, дескать, быть премьер-министром – это вообще его единственное и лучшее призвание на вершине госслужбы. И лишь отдельные голоса тихо попытались напомнить, что Кариму Масимову давно приписывается контроль над Казкоммерцбанком, поглотившим БТА Банк, и над крупным медиахолдингом. Правда это или нет, судить сложно, но в любом случае премьер заслуженно считается опытным в финансовых делах человеком, умеющим ворочать большими деньгами – как государственными, так и частными. К тому же в кабмине у него есть как минимум два человека, обладающих такими же навыками, – министры-олигархи и партнеры по бизнесу Нурлан Каппаров ($110 млн; 43-е место) и Ерболат Досаев ($110 млн; 45-е место).

Такая концентрация крупных состояний на вершине пирамиды государственной власти выглядит уникальной в истории страны. С другой стороны, вряд ли могло быть иначе после 20-летнего становления казахстанского капитализма. А с фискальной точки зрения оно даже к лучшему: не будет хватать бюджетных денег на те же EXPO и универсиаду, так и за спонсорами далеко ходить не придется. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить