Вне зоны внимания

Комитет по статистике ежеквартально публикует бюллетень, который формируется на основе выборочных обследований. Например, по обрабатывающей промышленности за 2009–2015 годы было обследовано 1033 предприятия.

Среди прочего, предприятия в отчете группируются на получившие прибыль и убыток. В среднем за указанный период их соотношение составило 60/40%. Это свидетельствует о низкой эффективности сектора.

Среди причин, препятствующих развитию отечественной обрабатывающей промышленности, как правило, называют труднодоступность финансирования. Но если посмотреть на финансовое состояние предприятий, то мы увидим, что начиная с IV квартала 2012 года значение коэффициента быс­трой ликвидности, отражающего кредитоспособность, снизилось с 0,82 до 0,71, временами падая до 0,59. Это означает (конечно, при условии репрезентативности выборки статкомитета), что отрасль некредитоспособна. И без решения данной проблемы дальнейшее промышленное развитие страны невозможно. Решить же ее можно только за счет развития финансового рынка.

Когда говорят о финансовом рынке, обычно имеют в виду фондовый, хотя это лишь один из элементов, пусть и важных. Сегодня важно провести ревизию законодательства, регулирующего деятельность финрынка, с тем чтобы определить, в какой мере оно работает, какие ограничения необходимо снять и какие дополнительные возможности предоставить.

Например, у нас секьюритизация привязана к проектному финансированию, но, может, имеет смысл расширить возможности ее применения? Это, на мой взгляд, позволило бы решить вопросы укрепления финансовой устойчивости предприятий.

Помимо развития финансового рынка государство могло бы приложить усилия по сокращению транзакционных издержек, например, в отношении информации. Если для предприятий, ориентированных на экспорт, таких как нефтедобывающие, металлургические, некоторые химические, проблема доступности рыночной информации не стоит, а издержки на ее получение относительно остальных незначительны, то для компаний, ориентированных на внутренний рынок, есть сложности и с доступом, и с размером издержек.

Производителю необходимо знать потребительские предпочтения, рыночные тенденции, поведение конкурентов. Все это требует значительных затрат, порой неподъемных. Субсидии в этой сфере были бы гораздо эффективнее текущих мер государственной поддержки. Государство также могло бы субсидировать мероприятия по продвижению товаров на рынке. Заодно это поддержало бы отечественные СМИ и выпуск рекламной продукции.

К работам по изучению рынков можно было бы подключить оте­чественные вузы – заказы такого рода способствовали бы развитию вузовской науки.

У нас много говорится о поддержке несырьевого экспорта. В прошлом году группа белорусских исследователей изучила влияние нетарифных барьеров на взаимную торговлю в рамках ТС. Как отмечается в отчете, казахстанские респонденты в качестве ограничений при осуществлении грузоперевозок в Россию назвали бюрократические процедуры, большое количество проверок и штрафов транспортной и госавтоинспекции. По данным исследования, нетарифные барьеры при экспорте из Казахстана в Россию составляют примерно 15% от стоимости товара, а при экспорте в Беларусь – 30%.

Резервов для придания импульса развитию экономики много. Но мы как-то проходим мимо них, предпочитая воплощать в жизнь грандиозные проекты с сомнительной эффективностью.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3140 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
24 октября родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить