Вечный спор: почему бизнес и налоговая служба будут противостоять друг другу столько, сколько будут сосуществовать

6093

Вместе с тем очень хочется, чтобы стороны чётко соблюдали правила игры

ФОТО: pixabay.com

Бизнес и налоговая служба будут противостоять друг другу столько, сколько будут сосуществовать. В глазах бизнеса налоговики – это те люди, которые постоянно мешают им развиваться и вставляют палки в колеса. По мнению же сотрудников налоговых служб, предприниматели то и дело занимаются уклонением от уплаты налогов. В обоих мнениях присутствует доля правды.

В недавнем послании народу Казахстана президент обрадовал новостью об освобождении на ближайшие три года субъектов микро- и малого бизнеса от уплаты подоходного налога, а также о запрете проверок. В связи с этим собственники некоторых крупных бизнесов задумались о разделении своих компаний, чтобы соответствовать критериям малого бизнеса. Во-первых, эта идея представляется сомнительной, так как по Предпринимательскому кодексу категорирование предприятий осуществляется с учётом доходов за последние три года. Во-вторых, подобные инициативы вызывают грусть. Особенно в свете того, что в послании было сказано, что правительство верит в добропорядочность и законопослушность бизнеса.

Но и действия налоговых органов вызывают вопросы. К примеру, в 2019 году сделали обязательной для всех выписку счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ). Портал позволяет отслеживать обороты налогоплательщиков максимально быстро. Это разумно и логично. Однако сейчас налоговики инициируют изменения в законодательство, которые позволят им аннулировать те или иные электронные счета-фактуры (ЭСФ), если посчитают их сомнительными, без обращения в суд с заявлениями о признания сделок недействительными, используя административный ресурс. Думается, не для этого создавалась ИС ЭСФ.

Далее: запускается пилотный проект по совершенствованию администрирования НДС на основании ИС ЭСФ с применением системы управления рисками. Согласно проекту налоговые органы вправе направлять налогоплательщикам с высокой степенью риска уведомления об отзыве ЭСФ, которые налогоплательщики должны исполнять в течение пяти рабочих дней путем отзыва ЭСФ или представления пояснений. Если они этого не сделают либо пояснения не будут приняты налоговыми органами, то налогоплательщику будет ограничен доступ к ИС ЭСФ. Если говорить о предприятиях-однодневках, то эти меры оправданны. Но когда речь заходит о действующих предприятиях, которым присвоена высокая степень риска по каким-то конфиденциальным критериям, то пилотный проект уже видится как дополнительный административный ресурс фискальных органов.

Вообще, налоговики достаточно часто прибегают к административному ресурсу. Например, могут арестовать банковские счета налогоплательщика с нарушением процедурных нюансов. Налогоплательщику приходится эти действия обжаловать, что требует времени. Весьма грустно наблюдать, как должностные лица госорганов прибегают к использованию пробелов в законодательстве в целях исполнения своих функций. Очевидно, что мнение бизнеса и налоговой службы по многим аспектам могут расходиться. При этом обе стороны способны привести доводы и аргументы в защиту своей позиции.

Вместе с тем очень хочется, чтобы стороны чётко соблюдали правила игры. Чтобы налогоплательщики не пренебрегали своими обязанностями, а налоговики в свою очередь не превышали свои полномочия. Чтобы все споры разрешались между сторонами максимально честно и справедливо, с соблюдением принципов справедливости и состязательности сторон. Тогда можно будет рассчитывать на благоприятную бизнес-среду, о которой все говорят.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить