Вдохнуть новую жизнь в медицинский кислород

15227

Covid-19 унёс как минимум 18 миллионов жизней, и можно лишь гадать, сколько из них умерли из-за нехватки медицинского кислорода

ФОТО: © pixabay.com

Правительства не хотят говорить об этой проблеме, потому что тогда им придётся признать, что жизни тысяч – или даже сотен тысяч – граждан можно было сохранить. Однако если системы здравоохранения не предпримут меры по обеспечению достаточных поставок кислорода в будущем, им будет грозить повторение событий двух минувших лет.

Страны с высокими доходами уже работают над обеспечением поставок медицинского кислорода для себя, а вот многим странам с низкими и средними доходами (сокращённо «страны НСД») потребуется международная помощь. В этих странах люди умирали из-за дефицита медицинского кислорода задолго до пандемии, потому что мировые агентства здравоохранения и развития не предпринимали серьёзных усилий с целью помочь правительствам этих стран ликвидировать разрыв между потребностями в кислороде и объёмами его поставок.

Этот разрыв является одной из причин упорно высокой смертности среди детей и новорождённых в странах НСД, а также взрослой смертности от инфекционных и хронических болезней и смертности от травм, требующих хирургических операций. Как выяснилось в ходе исследования, результаты которого были опубликованы накануне пандемии, четверо из каждых пяти детей, госпитализированных с пневмонией в нигерийские больницы, не получали необходимый им кислород. Столь простая мера, как обеспечение кислородом детских больничных палат, позволила бы снизить детскую смертность на 50%.

Как отмечает Майк Райан из Всемирной организации здравоохранения, Covid сорвал повязку со старой раны: в некоторых странах всего за несколько недель потребности в кислороде увеличились десятикратно. Сегодня странам НСД требуется около 500 тысяч больших кислородных баллонов ежедневно для лечения больных Covid, и это лишь верхушка айсберга. На каждого больного Covid, нуждающегося в кислороде, приходится как минимум пятеро других больных, которым тоже нужен кислород. В их числе 7,2 млн детей, которые каждый год попадают в больницы этих стран с диагнозом пневмония.

Главным механизмом международных действий на этом направлении является «Рабочая группа ACT-A по вопросам чрезвычайной ситуации с кислородом», которой профессионально руководит организация Unitaid. Эта рабочая группа выстроила систему помощи странам НСД с целью предотвратить дефицит кислорода. На сегодня она предоставила почти $1 млрд (в том числе $560 млрд из Глобального фонда) правительствам стран НСД и их партнёрам в ООН и среди НКО. Эти деньги были потрачены на жидкий кислород, системы производства кислорода путём вакуумной короткоцикловой адсорбции, портативные концентраторы кислорода, кислородную терапию, а также на работников, необходимых для установки, использования и ремонта оборудования.

Предоставленное финансирование помогло более чем 100 странам, в основном в Африке и Азии. Однако в мире ещё остаются страны НСД, не обеспеченные кислородом, поэтому в 2022 году Рабочая группа запросила ещё $1 млрд. На Втором глобальном саммите по вопросам Covid-19, который на этой неделе проводит президент США Джо Байден, будет уделено особое внимание этой проблеме и прозвучит призыв к правительствам, компаниям и благотворительным организациям делать больше.

Аргументы для финансовых доноров очевидны. Существует моральная обязанность: вылечить больных Covid и спрямить кривую смертности от этой пандемии раз и навсегда. Инвестиции в кислород послужат этой цели и будут спасать жизни в будущем. Кислород – это не только необходимый вид лечения от почти всех заболеваний, упомянутых в программе ООН «Цели устойчивого развития» (сокращённо ЦУР), но и важнейший элемент эффективной противопандемической готовности и реагирования (сокращённо ПГР).

Поскольку мир переходит к долгосрочному управлению Covid, системы производства и распределения кислорода необходимо включить в мировую инфраструктуру здравоохранения. Международные организации, имеющие мандаты на улучшение показателей выживаемости новорожденных и детей, управление инфекционными и хроническими заболеваниями, а также ПГР, заинтересованы в обеспечении доступа к кислороду. Этим агентствам следует формализовать своё зарождающееся кислородное партнёрство под эгидой ACT-A, создав на его базе Глобальный кислородный альянс (GOA) с мандатом до 2030 года (что будет соответствовать срокам ЦУР) и с расширенным членством, включающим международные агентства, которые сосредоточены на борьбе с хроническими болезнями.

Следует отметить пять компонентов, необходимых успешному альянсу для ликвидации дефицита доступа к кислороду. Во-первых, правительства стран НСД и национальные учреждения, отвечающие за обеспечение медицинским кислородом, должны проявить лидерство. В идеале им следует руководствоваться политически одобренными национальными планами обеспечения доступа к кислороду, при этом правительства должны будут финансировать эту работу в рамках бюджета на здравоохранение.

Во-вторых, правительства стран НСД, нуждающиеся во внешней помощи для финансирования своих национальных планов, должны иметь возможность опереться на кредиты и гранты из различных многосторонних, двусторонних и благотворительных источников. Глобальному фонду следует продолжить предоставление финансирования в виде грантов в соответствии со своей новой целью обеспечения противопандемической готовности, а многосторонние банки развития должны предоставлять кредиты на эти цели.

В-третьих, нужно активней стимулировать производителей кислорода, предоставляя им возможность работать в партнёрстве с правительствами стран НСД, а также мировыми агентствами здравоохранения и развития. Должны быть доступны такие механизмы, как меморандумы о взаимопонимании, соглашения о конфиденциальности, прозрачные и конкурентные тендеры на закупку, установку и ремонт оборудования. В этой работе можно опереться на уже существующую модель отраслевых партнёрств «Рабочей группы ACT-A по вопросам чрезвычайной ситуации с кислородом». Кроме того, учреждения финансирования развития должны предлагать кредиты, паевое финансирование и финансовые гарантии производителям кислорода, а также оказывать помощь странам НСД, стремящимся снизить свою зависимость от импортного кислорода и хрупких глобальных производственных цепочек.

В-четвёртых, агентствам ООН и НКО, имеющим активное присутствие в странах НСД, следует продолжить поддержку правительств этих стран, занятых разработкой национальных кислородных планов, сбором данных, закупками, подготовкой медицинских работников и биомедицинских инженеров, а также отслеживанием и оценкой достигнутого прогресса. Для этого им потребуется постоянное финансирование со стороны двусторонних агентств развития (таких как USAID, Еврокомиссия и так далее), а также благотворительных организаций (например, Фонда Билла и Мелинды Гейтс, Фонда Сколла и других).

Наконец, правительствам стран НСД необходим доступ к высококачественным, актуальным данным о национальных потребностях в кислороде, например, сколько в стране больных гипоксией ежегодно, сколько им нужно кислорода, каковы мощности обеспечения кислородом в системе здравоохранения. Всё это позволит им предпринимать быстрые действия для устранения дефицита. Спонсорам следует больше инвестировать в национальные системы медицинского надзора и институты статистики, одновременно используя доступные данные для оценки гипоксического бремени в рамках «Глобального бремени болезней». Нужно также финансировать независимые агентства, такие как фонд «Доступ к медицине» (AMF), чтобы требовать ответственности от индустрии производства кислорода.

Ближайшие шесть месяцев будут крайне важны, поскольку мы выходим из острой фазы пандемии. В идеале уже к сентябрю «Рабочая группа ACT-A по вопросам чрезвычайной ситуации с кислородом» должна превратиться в «Глобальный кислородный альянс» (GOA) под председательством Unitaid, продолжив свои регулярные встречи для координации инвестиций, мобилизации ресурсов, а также мониторинга эффективности усилий по обеспечению равного доступа к этому жизненно важному виду лечения.

Лейт Гринслейд, координатор коалиции «Важен каждый вздох» (EBCC).

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить