В тренде инно-франчайзинг

9972

Меня часто спрашивают, почему у нас нет Макдоналдса? Между тем работа по привлечению как Макдоналдса, так и Subway, Starbucks и других мегабрендов ведется вот уже на протяжении более 10 лет

Каждый год эти и другие бренды из списка Franchise-500 получают много заявок от казахстанских франчайзеров. Переговоры с компаниями такого уровня – сложный процесс, требующий большого напряжения, высокого профессионализма, знания мировых тенденций, терпения и времени. Инвестиционные возможности играют не самую главную роль. И если мы видим, что в Казахстан заходит бренд из топового списка через местного франчайзи, это свидетельствует о колоссальной работе, проделанной отечественным бизнесменом.

Бурный рост франчайзингового сектора в Казахстане за последние годы показал, что инфраструктура не готова. Мы можем продвигать страну в качестве идеального места для инвестиций, но некоторые аспекты создают барьеры для полноценного развития сектора. До сих пор у нас не хватает соответствующих торговых площадей для брендированной розницы, дефицит качественного номерного фонда для гостиничных сетей, отсутствие некоторых стандартов для производственной франшизы, а также плохая логистика и уровень транспортных решений, отсутствие составляющих, компонентов и многое другое, что мешает приходу крупнейших франчайзинговых брендов в Казахстан. 

Но есть и позитивные стороны в развитии сектора. Казахстанские бренды научились ценить бренд, формировать его и наделять дополнительными качествами. Если раньше бизнесмены даже не удосуживались зарегистрировать товарный знак, то сегодня каждый год в патентное ведомство поступают тысячи заявок на регистрацию интеллектуальной собственности.

Казахстанский сектор франчайзинга увеличивается в среднем на 10–12% в год. Несмотря на кризис, сектор показывает стабильный прирост с 2002 года. Только за 2012 год открылись десятки новых франчайзинговых точек. На сегодняшний день в стране работают около 450 франчайзинговых систем, количество участников сети – от одного до 10.

Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ретейл-бизнес. Но рынок так называемых малых франшиз с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты.

В первую очередь рост объясняется ростом экономики и общим расширением потребительского сектора. Также сектор франчайзинга, по экспертным оценкам, заполнен на 20%, что тоже показывает потенциал для дальнейшего роста.

Хотелось бы обозначить ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время.

Если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы.

В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ретейл, в частности сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, куда входит стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции и другое, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. Но демократичные форматы общепита все еще дефицит.

Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке.

Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги, будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от так называемых noname к брендам очевидна.

Все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики.

Социальные франшизы получают свою нишу на рынке. К социальным франшизам относятся как франшизы, ориентированные на социально уязвимые слои, так и недорогие франшизы, позволяющие решать проблемы занятости сектора.

Польза развитого франчайзингового сектора сегодня не требует каких-то доказательств, об этом свидетельствует опыт развитых странах, где франчайзинг стал индикатором успешной экономики. Но следует заметить, что франчайзинг не является решением всех проблем предпринимателя и не каждый проект априори может быть успешным и выгодным. Несомненно, иностранные франшизы, имеющие многолетний опыт и историю развития, являются выгодными для предпринимателя. Но каждый случай индивидуален, и работа с лицензиаром с высокими франчайзинговыми платежами не всегда является прибыльной, а в некоторых случаях выгоднее открывать собственную сеть. В целом для экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер инноваций и технологий, и в этом отношении наиболее полезным можно считать «инно-франчайзинг», позволяющий создавать интеллектуальный продукт, а не импортировать его.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить