В чем сила, брат? Или от чего бегут жители Гонконга, устраивая акции протеста

6063

Об этом рассуждает автор Forbes.kz бизнесмен Тимур Сейтмуратов

ФОТО: Facebook

«В ночь с пятницы на субботу в центре Гонконга тысячи студентов из 12 местных университетов и колледжей, развернув флаги Великобритании и колониального Гонконга, протестовали против политики материкового Китая, призывая Великобританию и США помочь городу в его битве за демократию», - сообщает издание South China Morning Post.

Неутихающие 11-ю неделю протесты в Гонконге можно было бы привычно списать на конспирологическое «вмешательство вешних сил», если бы не одно существенное «но». Общая нелояльность жителей автономии к своему «Большому брату» общеизвестна и очевидна. Массовый отток населения и масштабный вывод активов в другие страны никаким внешним влиянием не объяснишь.

Что же тогда не так в материковом «Большом брате», который обладает вроде бы целым набором привлекательных черт? Китай сегодня, несомненно, мощная экономическая и военная держава глобального масштаба, «вставшая с колен» и брутально заявившая на весь мир о своём могуществе. Действия современного Китая, его уверенная экспансия, усиливающееся мировое влияние, заставляют трепетать соседей по региону и наполняют чувством гордости сердца сотен миллионов китайских патриотов-имперцев, наблюдающих воочию претворение в жизнь их чаяний, озвученных, к примеру, в таких трудах как «Китайская мечта» и «Китай недоволен».

Так в чем проблема, что, собственно, не нравится мятежным жителям Гонконга в этом триумфе воли и силы расправившего плечи родного им гиганта? Ответить, наверное, должны сами жители города. Мы же можем только предполагать.

Стремление людей к ощущению свободы появилось не сейчас, оно присуще человеческому виду издревле. Вся история нашей цивилизации - это, по сути, долгий путь от коллективной несвободы к свободе индивидуальной. Причём свободу следует понимать совсем не в контексте вседозволенности. Правила жизни в свободном обществе от законов и порядков не освобождают. Кроме того, позволю себе выказать мнение, что свободные общества очень далеки от представлений об идеальной, беззаботной и сытой жизни, и тот же Китай по многим аспектам легко даст им фору. И тем не менее, есть в этой далекой от идеала свободе некая манящая магия, заставляющая тянуться к ней людей во всех частях света.

В чем она? Думаю, в возможности человека чувствовать себя полноправной и самодостаточной личностью, способной противостоять могуществу государства, бросать вызов политической власти, отстаивая свои права, взгляды и собственность, как бы тривиально это не звучало.

Американская писательницы Айн Рэнд писала:

«Чем отличается экономическая власть от политической? Экономическая власть осуществляется позитивными средствами, предлагая людям вознаграждение, стимул, плату, ценность. Политическая же власть осуществляется негативными средствами, зиждясь на угрозе наказания, физического вреда, заключения под стражу, умерщвления. Орудие бизнесмена - ценности. Орудие чиновника - страх».

Китай в своё время провозгласил концепцию: одна страна - две системы. Данный подход принёс Китаю уникальные дивиденды, а также подарил его гражданам множество иллюзий. Однако наблюдаемые сегодня протесты Гонконга и угрозы материкового Брата подавить их военной силой говорят об одном - время двух систем заканчивается, Китай твёрдо встал на позиции «государственников». Так что, судя по всему, бегут жители Гонконга от «страха» чиновников к «ценностям» свободного рынка, бегут от «единокровных братьев» к «братьям по духу». Все, в общем-то, просто.

Так в чем же тогда сила, брат?

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить