Уйти или остаться: как бизнес покидает Россию

11979

Последствия нападения РФ на Украину до сих пор сотрясают залы заседаний советов директоров по всему миру

ФОТО: © unsplash.com

Больше нельзя рассчитывать на продолжительный мир и геополитическую стабильность, поэтому эти фундаменты международных стратегий многих компаний начали разваливаться. Западные правительства, в которых влияние руководителей национальной безопасности возросло по сравнению с недавним прошлым, требуют от крупнейших компаний разрыва связей с авторитарными режимами.

Война России в Украине – это идеальный тест на готовность бизнеса разрывать международные связи, которые расширялись со времён падения Берлинской стены. Евросоюз и страны «Большой семёрки» первыми ввели санкции против России, а от западных компаний с российскими подразделениями стали активно требовать избавиться от этих инвестиций. Но в реальности важно, сколько из этих компаний действительно собрали вещи и ушли.

В недавно опубликованном исследовании мы попытались ответить на ряд эмпирических вопросов. Действительно ли западные компании избавились от своих российских подразделений? Какими были коммерческие последствия для ушедших фирм по сравнению с оставшимися? Не наблюдается ли у компаний со штаб-квартирами в определённых странах Запада выше склонность к уходу из России, чем у других?

Мы не знали, чего ожидать. С одной стороны, пресса сообщала о массовом исходе из России, и поэтому мы думали, что можем обнаружить отказы западных компаний от инвестиций в больших масштабах. С другой стороны, некоторые прецеденты, например, информационная кампания с целью убедить западные фирмы покинуть ЮАР во времена апартеида, несколько охлаждали наши ожидания.

Для чёткого определения западных компаний, работавших в России в момент вторжения, мы использовали весьма авторитетную базу данных ORBIS. С её помощью мы выявили те подразделения в России, которые принадлежали компаниям, зарегистрированным в странах с наиболее активной санкционной политикой. Затем мы решили сосредоточить наше внимание на завершённых процессах ухода из страны, а не на временной приостановке деятельности или простых объявлениях о намерении уйти. Многие из подобных обещаний в итоге могут быть нарушены, а приостановка деятельности означает, что у компании сохраняются важные обязательства перед различными местными стейкхолдерами, в том числе налоговые платежи, трудовые контракты, отношения с поставщиками.

Наш общий вывод: к концу ноября 2022 года лишь 8,5% фирм, зарегистрированных в ЕС и странах «Большой семёрки», завершили избавление от инвестиций, связанных как минимум с одним подразделением в России. Впрочем, в зависимости от методов использования и интерпретации публичных документов компаний можно достаточно уверенно говорить о цифре в пределах 5-13%. Мы также выяснили, что у ушедших фирм обычно ниже уровень прибыльности, чем у оставшихся, и что в ушедших фирмах трудилось больше сотрудников (этот факт мог превратить их в более доступные мишени для тех, кто добивается отказа от инвестиций в Россию). Показатели ухода варьируются между странами. Например, к концу ноября 2022 года Россию покинули 15,8% американских фирм, но лишь 5,3% немецких.

Все эти выводы заставляют топ-менеджеров, власти и аналитиков задаться серьёзными вопросами. Первый касается аппетита западного бизнеса к разрыву связей с экономикой России, чьи размеры достигают $1,7 трлн. Да, сегодня Россия стала международным изгоем, но нет гарантий, что она навсегда останется в глобальной немилости. Соблазн вести бизнес со страной, чья экономика занимает 11 место в мире, никуда не пропал.

Почему уход западных компаний тянется так долго? Прежде чем начать осуждать любую фирму за подобную волокиту, стоит вспомнить, что процесс избавления от инвестиций полон подводных камней и задержек даже в лучшие времена. А в данном случае российское правительство предпринимает активные шаги с целью дестимулировать или даже запретить отказ иностранных компаний от российских инвестиций. Например, из-за президентских указов, подписанных в период с августа по октябрь 2022 года, для некоторых иностранных компаний завершение процесса избавления от инвестиций стало технически невозможным. Согласно одному октябрьскому указу, 45 иностранным банкам было запрещено избавляться от российских активов без личного одобрения президента Владимира Путина. В любой честной оценке нужно учитывать все эти осложнения.

Однако тот факт, что от инвестиций не отказалось большее число компаний, позволяет сделать вывод, что, помимо убедительных моральных аргументов в пользу такого решения, корпоративные советы директоров учитывают и другие весомые соображения, имеющие отношения к их фидуциарным обязанностям. И ещё предстоит увидеть, возможно ли будет усилить моральные аргументы, чтобы перевесить эти соображения.

И вновь здесь можно услышать сильное эхо с дискуссиями по поводу отказа от инвестиций в ЮАР в 1970-е и 1980-е годы. Тогда, как и сейчас, многие тревожились, что слишком мало компаний согласятся уйти добровольно. Хотя в том случае не было никакого вторжения, несомненно имелось активное давление со стороны западных стран.

Всё это заставляет задаться самым главным вопросом из всех: в какой степени высший корпоративный менеджмент реально согласен с западными политиками, которые решительно выступают за разрыв с авторитарными режимами? Если они действительно настолько согласны, насколько они об этом заявляют, тогда возникает явное несовпадение между желаниями политиков и тем, что бизнес реально может сделать для быстрого избавления от инвестиций без масштабных убытков.

Начинается второй год российской агрессии, а наносимый ею человеческий и экономический урон продолжает возрастать, поэтому всё внимание будет по-прежнему приковано к Восточной Европе. Но коммерческие и моральные последствия этой войны, равно как и спровоцированное ею усиление геополитического соперничества, будут ощущаться гораздо шире.

Саймон Эвенетт, профессор экономики в Санкт-Галленском университете

Никколо Пизани, профессор стратегии и международного бизнеса в Международном институте управленческого развития (Лозанна, Швейцария)

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить