Успех бизнеса - в углеродной нейтральности

9891

КОПЕНГАГЕН – Мир наводнен целями по нулевым выбросам

ФОТО: Андрей Лунин

Все большее число стран, регионов, городов и компаний объявляют о намерении корректировать стратегии роста, чтобы привести их в соответствие с целью Парижского соглашения по климату, то есть удержанием увеличения глобальной температуры в пределах 1,5°С от доиндустриального уровня. К концу 2021 года примерно 90% мирового ВВП было охвачено тем или иным видом обязательств по нулевому балансу, в том числе со стороны более чем 680 крупнейших корпораций мира.

Тем не менее, несмотря на этот бум новых обязательств, по реальным действиям бизнес отстает, потому что нам давно не хватало общего, научно обоснованного понимания ожидаемых результатов корпоративной стратегии нулевого баланса. Слишком многие корпоративные обязательства по достижению нулевого уровня выбросов не учитывают должным образом все соответствующие парниковые газы (ПГ). Многие из них также не имеют четкого целевого показателя к середине века, не охватывают всю цепочку создания стоимости своей продукции и не отражают безотлагательности значительного сокращения выбросов к 2030 году. Более того, многие слишком сильно полагаются на компенсацию своих выбросов, приобретая в других местах кредиты, полученные от проектов по сокращению выбросов и удалению углерода.

Неудивительно, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш считает, что существует «дефицит доверия и избыток путаницы в отношении сокращения выбросов и нулевого баланса». К счастью, с недавним запуском корпоративного стандарта Net-Zero инициативы Science Based Targets (SBTi) у нас теперь есть основа, чтобы показать компаниям, как привести свои климатические планы в соответствие с научными данными.

Новый стандарт показывает, что нет легких путей. Надежные целевые показатели нулевого баланса должны включать все соответствующие выбросы парниковых газов и охватывать всю цепочку создания ценности компании. Они также должны стремиться сократить выбросы наполовину к 2030 году, чтобы достичь нуля к 2050 году или раньше. Самое главное, план компании должен сократить выбросы на 90-95%, прежде чем использовать компенсацию для достижения «чистой» оставшейся части пути до нулевых выбросов.

Устранение разрыва в корпоративном доверии означает уход из эпохи, когда многие компании могли просто уравновешивать свои выбросы компенсациями, продлевая свою способность загрязнять окружающую среду. У частного сектора теперь есть возможность и обязанность присоединиться к науке. Признавая это, мы в Ørsted в прошлом году опробовали долгосрочный план обезуглероживания в соответствии с новым стандартом SBTi и стали первой в мире энергетической компанией с утвержденной, научно обоснованной целью достижения нулевого уровня выбросов.

Мы уже извлекли ценные уроки из этого процесса, в том числе необходимость картографировать полный набор выбросов при производстве и эксплуатации энергии, покупной электроэнергии, снабжении вверх по цепочке и последующем использовании проданной продукции. Только при наличии надлежащего картографирования мы сможем определить и устранить очаги выбросов в нашей цепочке создания ценности. Также оказалось критически важным прислушиваться к нашим стратегическим поставщикам. Теперь, зная об их болевых точках декарбонизации, мы можем работать вместе, чтобы облегчить боль.

Еще один важный урок заключается в том, что компании должны развивать и использовать нужные навыки в своих рядах. Учитывая широкомасштабное влияние перехода на нулевой баланс на различные сферы бизнеса, для надлежащего управления им требуются разнообразные знания и навыки. И хотя мы видим направление и цель пути декарбонизации, мы научились признавать, что еще не знаем всех шагов, необходимых для его завершения. При разработке пути декарбонизации мы пришли к выводу, что рекомендации и критерии SBTi имеют решающее значение.

Эти уроки могут быть применимы не ко всем компаниям, но базис заслуживающих доверия корпоративных действий по борьбе с изменением климата остается в основном неизменным: экологически чистые энергетические решения. Поскольку более 70% всех выбросов парниковых газов приходятся на энергетический сектор, быстрый переход на возобновляемые источники энергии является ключом к декарбонизации во всем мире. Корпорации, как крупные потребители энергии, могут внести значительный вклад, внедряя или покупая экологически чистую энергию, в том числе посредством соглашений о покупке возобновляемых источников энергии. Они также могут принимать прямые меры по сокращению выбросов во всех своих операциях и во всех цепочках поставок.

Это большая возможность для компаний, поэтому к концу 2023 года Ørsted полностью прекратит производство угля. Продолжая расширять наш портфель возобновляемых источников энергии и сокращая наши прямые выбросы углерода, к 2025 году мы приблизимся к снижению удельного выброса углерода как минимум на 98% (по сравнению с уровнем 2006 года), а также к достижению углеродной нейтральности в нашем собственном производстве энергии и операций в том же году. Чтобы уменьшить выбросы в восходящем и нисходящем направлениях в нашей цепочке создания ценности, мы будем постепенно отказываться от продажи природного газа и сокращать выбросы от использования стали в фундаментах ветряных турбин и топлива для транспортировки, применяемого в оффшорной логистике. Эти комплексные усилия по обезуглероживанию вместе с компенсацией менее 10% остаточных выбросов позволят нам добиться нулевых выбросов по всей нашей цепочке создания ценности к 2040 году.

Тем не менее правительственные сигналы необходимы, чтобы помочь усилить заслуживающие доверия корпоративные действия по борьбе с изменением климата в более глобальном смысле. Существующая национальная политика оставляет нас на пути к потеплению на 2,7°C к концу текущего столетия. Это недопустимо. Обязательства стран по борьбе с изменением климата («определяемые на национальном уровне вклады») должны быть усилены в преддверии конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP27) в Шарм-эль-Шейхе в конце этого года. Как минимум, более сильные национальные обязательства создадут положительную обратную связь с частным сектором, устранив некоторые политические неопределенности.

Но правительства также могут сделать много других вещей для поддержки корпоративных усилий по борьбе с изменением климата. Решающим первым шагом является установление более высоких целей в области возобновляемых источников энергии и создание более прозрачных рыночных механизмов для ускорения внедрения возобновляемых источников энергии. Правительства также могут потребовать более тщательного раскрытия информации о выбросах, чтобы инвесторы могли должным образом оценивать риски, связанные с деловым климатом, и добиваться полной декарбонизации цепочки создания ценности. Подлинный прогресс в борьбе с изменением климата требует подлинной прозрачности.

Более того, государственные закупки, составляющие 13-20% мирового ВВП, могут стать мощным инструментом ускорения сокращения выбросов. Особенно это касается энергетики. Интегрируя климатические критерии в открытых тендерах, правительства могут создать для компаний сильные средства поощрения, чтобы они встали на реальный путь декарбонизации.

Прошлогодняя конференция COP26 в Глазго поставила перед нами четкую задачу — сделать так, чтобы проблемы нулевого баланса соответствовали поставленной цели. В 2022 году у корпораций появляется новая возможность заявить о своей климатической надежности. Это то, чего требует наука — и, в конечном счете, в этом суть.

Мэдс Ниппер, генеральный директор Ørsted

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить