Уроки коронавируса для медицинского сообщества и правительства

   Коронавирус и Казахстан
19158

Пандемия вскрыла ряд проблем в медицине. Мы публикуем видение эксперта в сфере здравоохранения Али Нургожаева по мерам, которые необходимо принять по итогам пандемии

ФОТО: Depositphotos.com/AlexFedorenko

Действия медицинского сообщества

Считаю, медицинское сообщество должно инициировать преобразования в четырех направлениях.

1. Повышение приоритета инфекционных заболеваний. В последние десятилетия данное направление не было в первоочередной повестке глобального медицинского сообщества, за исключением ряда стран со специфической эпидемиологической обстановкой. Основное внимание было сосредоточено на управлении хроническими неинфекционными заболеваниями. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Республике Казахстан. Достаточно сказать, что государственные тарифы на стационарное лечение инфекционных заболеваний до сих пор остаются за пределами современной сетки тарифов, разработанной в 2012, а повышение квалификации медицинских работников по инфекционным тематикам, в том числе за рубежом, является скорее исключением, чем правилом. Однако, как показывают нынешние события, именно вопрос инфекционных заболеваний является потенциальным источником глобальных и чрезвычайно острых кризисов.

2. Обеспечение доступности медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. В рамках действующего чрезвычайного положения в Казахстане множество вопросов решалось постфактум, реактивно, по прямому обращению к лицам, принимающим решения. Это вопросы обеспечения гемодиализных пациентов непрерывной медицинской помощью, транспортировка биоматериалов, доступ сотрудников на фармацевтические производства и множество других. В идеальной ситуации в условиях ЧС не должно существовать самого процесса решения каких-либо вопросов, связанных с обеспечением медицинской помощью. Для этого следует внести ряд изменений в законодательство, отработать алгоритмы медицины катастроф на межведомственном уровне.

3. Корректировка общей ориентации системы здравоохранения. Вне всякого сомнения, по завершении пандемии Всемирная организация здравоохранения и правительства стран примут политики, направленные на повышение готовности систем здравоохранения к глобальным шокам. Сегодня системы здравоохранения в мире ориентированы на эффективность, подразумевающую отсутствие свободных коек и короткое пребывание в больнице, реанимационные мощности в среднем соотношении с больничными мощностями и численностью населения и т.д. Такой подход не учитывает запаса ресурсов на случай интенсивной эпидемии. Последствия мы прямо сегодня наблюдаем в ряде развитых стран: нехватка аппаратов искусственной вентиляции лёгких, дефицит базовых средств защиты врачей, массовые заражения и множество смертей. Возможно, следует допустить избыточность системы здравоохранения по определённым направлениям, однако поддерживать её готовность к достойному противостоянию глобальным критическим ситуациям.

Кроме того, в процессе привлечения инвестиций, в том числе при планировании ГЧП, следует обеспечить системность на уровне не ниже регионального, с целью сохранения за государством переговорной силы, способности оперативно координировать ситуацию и мобилизовывать ресурсы. Соответствующие механизмы имеются.

4. Защита медицинских работников. Общеизвестно, что обеспечение физической защиты медицинских работников в Казахстане осуществляется по остаточному принципу. К таким средствам, помимо находящихся во главе повестки респираторов, очков и защитных костюмов, относятся повседневные средства защиты – защитные иглы и устройства безопасного доступа, устройства для безопасной подачи опасных лекарственных средств, станции для промывания глаз, комплекты защиты при разливах веществ и многое другое. Вопрос требует решения в приоритетном порядке и особого, непрерывного контроля.

Существует и вопрос операционного характера: на данный момент многие медицинские организации физически не имеют финансов для закупа средств индивидуальной защиты. Отдельные клиники вынуждены закупать СИЗ небольшими партиями, по завышенным ценам, у перекупщиков. В условиях глобального дефицита, когда страны скупают СИЗ миллиардными партиями, необходимо прямо сейчас организовать централизованный, прямой закуп у заводов-производителей и обеспечение медицинских организаций.

Что касается юридической защиты медицинских работников, то полное её отсутствие в Казахстане автоматически исключает нашу страну из круга развитых стран. Необходима политическая воля для немедленного внедрения разработанной ещё в 2013 году системы гарантирования (страхования) профессиональной ответственности медицинских работников.

Экономика страны и медицинское сообщество

В целом, считаю, на уровне правительства следует перейти к пониманию отрасли здравоохранения как доходогенерирующей, наукоёмкой и потенциально приносящей валютную выручку. Развитие отрасли в новом качестве должно быть сфокусировано на двух направлениях.

1. Развитие въездного медицинского туризма как экспортной сферы. Сегодня ежегодно наличные средства (исчисляемые миллиардами долларов) вывозятся населением за рубеж с целью получения медицинских услуг. Следует ослабить данный поток и развернуть его вспять, сделав Казахстан региональным центром медицинского туризма. Однажды запустившись, этот процесс позволит клиникам и регионам реинвестировать в обновление основных средств, внедрение новых технологий и повышение квалификации медицинских работников, что, в свою очередь, будет повышать качество оказываемых услуг и международный спрос. Очевидные выгоды – валютная выручка в торговом балансе страны, развитие современных технологий и удержание высококвалифицированных кадров.

2. Решительное развитие фармацевтической отрасли. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, не менее 40% потребляемых лекарственных средств должно производиться в пределах страны. Поддержание данного уровня производства является вопросом национальной безопасности как с точки зрения бесперебойности обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в критических ситуациях, так и с точки зрения переговорной силы государства. Именно фармацевтика может стать центральным элементом наукоёмкой и технологичной экономики, требуя развития химической промышленности, привлечения математиков, физиков, биологов, специалистов искусственного интеллекта, инженеров.

Памятуя о том, что здоровье нации – высший государственный приоритет, оба указанных направления развития следует закрепить в высших документах системы госпланирования (Стратегия-2050 и другие).

В экономических планах правительства блок здравоохранения должен переходить от принятого сегодня освещения с позиций социальной политики (такой подход уместен в рамках Государственной программы развития здравоохранения) к освещению исключительно с позиций экономики, включая, но не ограничиваясь, следующими аспектами:

  • формальная постоянная занятость интеллектуального характера более 300 000 человек;
  • большое количество организаций малого и среднего бизнеса;
  • крупный материальный фонд, требующий стратегического управления данным капиталом;
  • потенциал привлечения частных инвестиций, включая иностранный капитал.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить