Уроки Covid-19 для демократических стран

12463

Чему мир научился у пандемии и можно ли подготовиться к будущим кризисам

ФОТО: pixabay.com

Более двух лет Covid-19 уносил жизни, лишал людей доходов, нарушал повседневный порядок, доминировал в политических дискуссиях во всём мире. Поскольку острая фаза пандемии подходит к концу, мы должны оценить, как в условиях Covid-19 проявили себя способности демократических систем реагировать на подобные чрезвычайные ситуации.

Есть несколько уроков, которые следует выучить из этого кризиса, приведшего к смерти более шести миллионов человек и к самой глубокой рецессии со времён Второй мировой войны. В прошлом году созданная Мадридским клубом Глобальная комиссия по вопросам демократии и чрезвычайных ситуаций собрала вместе бывших глав государств и правительств, видных экспертов и лидеров гражданского общества из разных стран мира, чтобы обсудить, чему именно научил нас Covid-19, и как наши страны могут планировать подготовку к будущим кризисам.

Никто не может вступить в одну и ту же реку дважды, потому что это будет не та же самая река и не тот же самый человек. И точно так же ни одна страна не сталкивается с одной и той же катастрофой дважды. Однако необходимо учиться на одной чрезвычайной ситуации, чтобы хорошо подготовиться к следующей. Пандемии – это редкое явление, однако эпидемии, природные катастрофы, финансовые кризисы и промышленные аварии происходят регулярно. Правительства, законодательные органы, судебные учреждения, гражданское общество и международные организации должны быть хорошо подготовлены для содействия устойчивости в условиях кризиса.

Прежде всего, правительства должны повысить статус готовности к чрезвычайным ситуациям и работать с коллегами из других стран, поддерживая радикальную прозрачность, помогая ответственной журналистике и прессе, продвигая цифровую грамотность и сотрудничая с организациями гражданского общества для опровержения дезинформации, особенно в онлайне. Они должны взаимодействовать с технологическими компаниями для решения проблем, берущих начало в цифровой среде, и расширять доступ к цифровым ресурсам. Кроме того, Covid-19 обнажил серьёзные пробелы в системах социальной защиты, поэтому власти должны также выступать за улучшение защиты уязвимых меньшинств, женщин и молодёжи.

Лидеры правительств должны мобилизовать все имеющиеся инструменты бюджетной политики для укрепления демократической устойчивости и повышения равенства. Сюда относится не только расширение налоговой базы благодаря борьбе с уклонением от налогов, но и активизация усилий по борьбе с коррупцией.

Тем временем законодатели должны оценить реакцию правительств своих стран на Covid-19 и рекомендовать меры по улучшению качества их работы во время будущих чрезвычайных ситуаций. Им следует провести оценку национальных правовых систем, чтобы убедиться, что существующее определение чрезвычайных ситуаций адекватно отражает текущие риски, а конституционные положения о порядке введения чрезвычайного положения содержат достаточно ограничений для минимизации рисков злоупотребления властью.

Законодательные органы должны также гарантировать, чтобы их планы подготовки к чрезвычайным ситуациям были достаточно надёжными, позволяя осуществлять эффективный надзор во время будущих кризисов. Эти планы должны предусматривать гибкие правила законодательных процедур и использование цифровых технологий для повышения устойчивости и стимулирования гражданского участия.

Судебные учреждения, со своей стороны, обязаны гарантировать, чтобы реакция демократических стран на чрезвычайные ситуации в будущем руководствовалась принципами верховенства закона. Когда пандемия закончится, судам придётся (а некоторые уже начали это делать) строго оценить соответствие действий правительств критериям необходимости, пропорциональности, процедурной справедливости, уважения к фундаментальным правам. Суды должны также гарантировать, чтобы их планы подготовки к чрезвычайным ситуациям предусматривали высокую скорость судебного надзора в периоды кризиса.

В демократических странах гражданское общество и СМИ несут основную часть ответственность за предотвращение распространения дезинформации. Они также обладают необходимой силой, чтобы проливать свет на возникающие проблемы и выступать в роли катализатора для принятия чрезвычайных мер, которые лучше реагируют на нужды недостаточно представленных групп и удовлетворяют их. Готовясь к будущим чрезвычайным ситуациям, организации гражданского общества должны отстаивать расширение общественного диалога о критически важных рисках и профилактических действиях.

Наконец, многосторонние организации должны сыграть критическую роль в координации выводов, сделанных странами-членами, и в укреплении общих ценностей. Международные механизмы мониторинга прав человека могут послужить основой для защиты фундаментальных прав в периоды, когда государства борются с чрезвычайными ситуациями. Региональные организации, у которых уже имеются инструменты для защиты демократии и принципов верховенства закона в странах-членах, должны подумать о том, как можно использовать эти инструменты для регионального надзора в чрезвычайных ситуациях. Глобальные институты, подобные Международной организации труда, Программе развития ООН, Всемирному банку и региональным банкам развития, должны продолжить оказание помощи в формировании устойчивости путём повышения социальной инклюзивности.

Все демократические страны разные, и все чрезвычайные ситуации разные. Однако самый важный урок, который следует выучить из пандемии Covid-19, заключается в том, что все демократические страны, готовясь к следующему кризису, обязаны защищать свои базовые ценности.

Ив Летерм, бывший премьер-министр Бельгии, сейчас председатель Глобальной комиссии по вопросам демократии и чрезвычайных ситуаций, член Мадридского клуба.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить