Угрозы для восстановления экономики

7451

НЬЮ-ЙОРК – Уже год правительства и центральные банки богатых стран предоставляют беспрецедентные бюджетные и монетарные стимулы, пытаясь смягчить экономические последствия пандемии Covid-19. Возвращение к экономической нормальности (какую бы изменённую форму она ни приняла в 2021 и 2022 годах) требует, чтобы развитые страны как можно раньше отучили себя от этой государственной поддержки, тем самым, избежав новых опасных осложнений

ФОТО: pixabay.com

На фронте монетарной политики центральные банки по всему миру делали всё необходимое, чтобы успокоить финансовые рынки, когда весной 2020 года разразилась пандемия. И с тех пор они сохраняют крайне мягкие подходы: реальные ставки находятся на рекордно низком, а в некоторых случаях даже отрицательном уровне. Монетарные власти используют и расширяют уже существующие инструменты и придумывают при необходимости новые.

Эти критически важные усилия привели к том, что балансы крупнейших центральных банков существенно разбухли. В декабре 2020 года совокупные активы Федерального резерва США, Европейского центрального банка, Банка Японии и Народного банка Китая достигли невероятных $28,6 трлн. На долю ЕЦБ приходилось $8,5 трлн из этой суммы, на долю ФРС – $7,3 трлн, а активы Банка Японии и НБК составили $6,8 трлн и $5,9 трлн соответственно.

Правительства развитых стран тоже начали проводит исторически необычную, решительную бюджетную политику, отменив ограничения на расходы с целью оказать широкую, большую и недискриминационную поддержку тем, кто в ней нуждается и кто её заслуживает, а их очень много. Согласно оценкам организации «Группа тридцати» (G30), общая сумма прямой бюджетной поддержки компаний, работников и безработных во всём мире во время кризиса Covid-19 на сегодня превосходит $12 трлн. Эта помощь, опирающаяся на широкий политический консенсус, предотвратила сильную экономическую депрессию и массовую нужду.

Многие из этих чрезвычайных мер были необходимы и неизбежны. Но теперь, когда власти увидели перспективу восстановления экономики в 2021-2022 годах, им надо обратить внимание на побочный эффект слишком длительных монетарных и бюджетных стимулов. В США и других богатых странах имеются несколько рисков, возникающих по мере восстановления и перестройки их экономики.

Начать с того, что нынешние рекордные высоты на фондовом рынке могут быстро обернутся тяжёлой головной болью по мере сворачивания государственного стимулирования. На рынке акций наблюдается бурный рост, который подпитывается огромными потоками ликвидности и лёгкими деньгами, при этом изголодавшиеся по доходности инвесторы массово устремились в рискованные активы.

Рынки прекрасно понимают, что центральные банки сейчас поддерживают почти все классы активов, а это повышает склонность инвесторов к рискам. Именно этим можно объяснить недавние резкие колебания курса биткойна, а также организованную с помощью социальных сетей борьбу с хедж-фондами, которые играли на понижение курса акций ритейлера GameStop. Продолжает набирать бешеную популярность мода на компании SPAC (специально создаваемые для поглощений), которые привлекают капитал с помощью первичного размещения акций на бирже, а затем ищут частные фирмы для покупки.

Очень сомнительно, что нынешний бум на фондовом рынке и стремление к высокой доходности удержится, если власти отменят монетарные и бюджетные стимулы. Последующая коррекция рынка может оказаться резкой и болезненной, а многим инвесторам придётся заплатить высокую цену.

Второй риск связан с корпоративными проблемами. В большинстве развитых стран масштабная государственная поддержка пока что помогает удерживать цифры закрытия и банкротств предприятий на более низком, чем обычно, уровне. Однако по мере сворачивания этой поддержки правительствами и центральными банкам (а они обязаны это сделать) возобновится процесс креативного разрушения в среде малых и средних предприятий, затронув даже некоторые крупные фирмы.

Многие испытывающие трудности компании, которые сейчас удерживаются на плаву благодаря государственной щедрости, в постпандемической экономике окажутся неплатежеспособными. Власти должны позволить им обанкротиться, подвергнуться поглощению или закрыться. Надо понимать, что такие нормальные рыночные процедуры принесут боль многим компаниям и работникам, а банки будут обременены просроченными долгами. Но экономике придётся выдержать эту боль, потому что иной альтернативы нет.

Третья опасность исходит от «источников инфекции», с которыми центральные банки и органы надзора не привыкли иметь дело и которые могут спровоцировать новое «экономическое заражение». Например, риски могут создаваться колоссальным и растущим теневым банковским сектором. Согласно оценкам Совета по финансовой стабильности (FSB), в 2018 году активы этого сектора достигали $50,9 трлн, что эквивалентно 13,6% от общей суммы всех финансовых активов в мире.

Имеется масса других угроз экономической стабильности – от кибератак и ошибок искусственного интеллекта до проблем на рынке облигаций и дефолтов по суверенным долгам. По мере выздоровления экономики после пандемии центральные банки и регуляторы не могут себе позволять игнорировать возникающие новые риски, связанные с финансовыми рынками и технологиями, которые находятся вне зоны их надзора, или же ослабить бдительность в тех сегментах рынка, где надзор осуществляется.

Наконец, существует опасность рецидива пандемии. Если мы не сможем полностью вакцинировать от коронавируса население за пределами ключевых развитых стран, тогда возникнет риск, что в невакцинированных группах будут зарождаться новые штаммы вируса, а это приведёт к новым вспышкам Covid-19. Вакцинация всего мира с целью предотвратить такой сценарий будет стоить, согласно оценкам, $38 млрд. Это пренебрежимо малая цена за содействие уверенному восстановлению мировой экономики. Богатые страны должны предоставить необходимые суммы и прекратить накапливать дозы вакцин.

На фоне всех этих рисков власти в развитых стран должны помнить о побочных эффектах своей экспансионистской монетарной и бюджетной политике. Их задача станет даже труднее, если правительства «Большой двадцатки» – во главе с США – не смогут выделить те умеренные ресурсы, которые необходимы для вакцинирования мира от Covid-19. Мы просто не можем себе позволить постоянные рецидивы пандемии, вспышки болезней и новые остановки экономической деятельности.

Уильям Родс – бывший председатель, гендиректор и президент Citibank, сейчас президент и гендиректор компании William R. Rhodes Global Advisors, LLC, автор книги «Банкир для мира: Уроки лидерства с передовой глобального финансового сектора»

Стюарт Макинтош – исполнительный директор организации «Группа тридцати» (G30)

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить