Трудный этап

Можно много говорить о проблемах и недостатках нашего фондового рынка, но я все больше прихожу к мнению, что мяч сейчас находится на стороне самой индустрии

Мы сталкиваемся с многими рисками и ограничениями, мы не можем положиться на сложившуюся инфраструктуру привлечения капитала, доверять каким-то состоявшимся финансовым институтам. У нас нет соответствующего опыта, культуры и экспертизы – как у большинства инвесторов, так и у большинства потенциальных эмитентов. Но с чего-то неизбежно следует начинать, и те, кто сумеет наполнить рынок новым смыслом, будет щедро вознагражден.

Что нужно сделать, чтобы заинтересовать людей инвестициями на фондовом рынке? Нужно наполнять его интересными инвестиционными идеями, качественными историями успеха.

Невозможно за год стать крупнейшим в мире финансовым центром. Реальный фондовой рынок неизбежно придется начинать с небольших размещений, так как без историй успеха негде взять армию инвесторов, желающих инвестировать на нашей бирже.

Как уговорить эмитента предложить свои акции рынку в условиях, когда на нем никого нет и нет никакой уверенности в том, что кто-то появится? Нужно взять на себя риск и ответственность: именно для такой ситуации и существует принцип андеррайтинга методом твердых обязательств, когда брокер гарантирует эмитенту продажу им своих ценных бумаг и, выкупая их на свой баланс, берет на себя риск «недоразмещения».

При этом брокеру часто приходится «закрывать» и другие области рисков и экспертиз, чего не пришлось бы делать на развитых рынках. Из-за маленького количества участников у бумаг слабая ликвидность? Значит, надо быть очень ответственным маркетмейкером, чтобы обеспечить инвесторам должный комфорт.

Также брокер вынужден искать неформальную и независимую экспертизу для бизнеса потенциальных компаний-эмитентов, акции которых выкупаются на собственный счет, то есть отвечать и своей репутацией, и деньгами.
Гораздо больше предстоит разбираться не с идеальной отчетностью по МСФО, подписанной аудитором «большой четверки», а с управленческой отчетностью и с репутацией владельца бизнеса, его менеджмента.

В условиях, когда формально ты не можешь урегулировать все риски (или это будет стоить так дорого, что сделка утратит смысл), слово человека, которому, по мнению его бизнес-партнеров, клиентов и конкурентов, можно доверять уже много лет, даст даже больше комфорта, чем хорошо выстроенное корпоративное управление. Последнее все равно нужно будет строить по новым стандартам.

И, вероятно, помогать делать это тоже придется главному заинтересованному лицу – брокеру, а не крупной консалтинговой компании.

Как заставить инвесторов поверить? Не получится просто обойти пару десятков профессиональных управляющих различных фондов с собственной экспертизой. На кон опять ставится репутация и кропотливый труд инвестиционной компании-андеррайтера. В условиях, когда доверие только начинает «прорастать», любой провал может поставить крест на репутации целого сектора рынка.

Серия из нескольких успешных размещений, напротив, дает рынку объем и смысл, открывает дорогу более крупным и «понятным» предприятиям, создает предпосылки для развития околорыночной индустрии рейтинговых агентств, брокеров, аналитиков и профессио­нальных управляющих активами, которые существенно разгружают андеррайтера и делают сам рынок более прозрачным и устойчивым. Именно так возникли почти все развитые рынки, и этот этап взросления со всеми его проблемами, рисками и вызовами очень важно пройти и сложно «перепрыгнуть».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6705 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить