Исчерпаны ли в Казахстане возможности по развитию экономики

11451

Модель государственно-монополистического капитализма нуждается в устранении дефектов, препятствующих повышению её эффективности

Фото: pixabay.com

Термин «государственно-монополистический капитализм» (ГМК) приобрел негативную коннотацию в советские времена и сохраняет её по сию пору. Но, если быть объективным, нельзя не признать, что в определённых обстоятельствах таковой может сыграть положительную роль с точки зрения не только обеспечения высоких темпов экономического роста, но и повышения качества жизни населения.

Экономика и качество жизни растут, когда растёт производительность труда. А последнее обеспечивается за счёт инвестиций в основной капитал. Для инвестиций нужны средства. Источником их служат сбережения частного сектора, государство и внешний мир. Если частных сбережений достаточно для обеспечения инвестиций, то и привлечь финансирование от внешнего мира особого труда не составляет. Роль государства в такой ситуации сводится к минимуму – оно инвестирует только в те проекты, которые непривлекательны для частного сектора. Когда же сбережений частного сектора недостаточно, государство выходит на первый план – только оно может обеспечить как сами инвестиции, так и их привлечение извне.

Другая функция государства при слабом частном секторе – способствование снижению издержек для предпринимателей, в первую очередь в малый и средний бизнес, за счет отпуска ресурсов по сниженным ценам. Как правило, речь идет об энергетике и транспорте. Наконец, государство обязывает крупные компании обеспечивать МСБ заказами.

Из-за убывающей предельной производительности факторов производства модель ГМК рано или поздно исчерпает свои возможности. Произошло ли это в Казахстане? На мой взгляд, нет – частный сектор всё ещё не окреп. Другой вопрос, что функции ГМК у нас значительно искажены. Государственный сектор никак не способствовал снижению издержек – тарифы росли, и некоторые сильно; он не стремился размещать заказы у частного сектора, а, наоборот, создавал многочисленных «дочек», «внучек» и «правнучек», которые вытесняли бизнес. Наконец, инвестиционная активность государства довольно сомнительна с точки зрения эффективности.

Так что, полагаю, учитывая слабость частного сектора, на ближайшие годы модель ГМК своих возможностей по развитию экономики не исчерпала, но нуждается в устранении дефектов, препятствующих повышению её эффективности. Необходим реальный общественный контроль, невозможный без настоящей представительной власти на всех уровнях, без НПО, надзирающих за эффективностью госсектора, без независимых СМИ, имеющих возможность проведения журналистских расследований.

Выделим наиболее характерные черты, определяющие нашу типологию:

  • экономика ориентирована на сырьевой экспорт;
  • обрабатывающая промышленность есть, но довольно архаична;
  • высокая доля занятых в сельском хозяйстве, которое при этом низкопродуктивно;
  • высокая доля государства в экономике;
  • в системе госуправления баланс явно смещён в пользу исполнительной власти; центр доминирует над регионами;
  • высокий уровень бюрократизации и коррупции.

Если ориентироваться на вышеперечисленное, история даёт нам только неприятные аналогии. Например, Россия перед первой русской революцией. Конечно, любая аналогия хромает. И здесь есть серьёзные отличия, в первую очередь связанные с тем, что качество жизни сегодня несравнимо выше, чем было 100 с лишним лет назад. Но эта аналогия, тем не менее, может быть полезной – она даёт возможность не повторить тех ошибок. И если говорить об экономике, то это в первую очередь многочисленные бюрократические барьеры для предпринимательской инициативы, искажение рыночных стимулов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить