Сценарий развития private equity

7238

Для сектора private equity в Казахстане 2012 год был плодотворным не только по количеству сделок

Результатом проведенной работы можно считать на глазах меняющееся отношение к новому финансовому инструменту: от проявления интереса к сотрудничеству.

Как и в природе, в экономике существует цикличность. Я помню, как почти 15 лет назад, будучи кредитным экспертом программы ЕБРР по кредитованию МСБ в Караганде, мне приходилось разъяснять, почему предпринимателям выгодно работать в рамках данной программы. Мало кто тогда соглашался выполнять поставленные условия, ведь требовалось раскрыть финансовые потоки, «открыть» бухгалтерию и даже продемонстрировать эксперту свое жилье. Условия были необычными, но технология себя оправдала. 

Сейчас я работаю в секторе, который относится к классу альтернативных инвестиций. Альтернативных в основном с точки зрения банковского подхода. Спустя 15 лет никого в Казахстане не надо учить, что такое кредиты и для чего они нужны в бизнесе. А вот с инструментом private equity, или прямыми инвестициями в капитал, широкая общественность практически не знакома. Сейчас, участвуя в переговорах, приходится убеждать и доказывать своевременность и необходимость инъекций в капитал. При этом всегда акцентирую внимание, что банковский капитал и средства от фондов прямых инвестиций (ФПИ) не являются стопроцентной альтернативой друг другу. Когда мы работаем над планом финансирования для портфельных компаний фондов с участием «Казына Капитал Менеджмент», обязательно учитываем, где место для капитала, а где, наоборот, нужно сфокусироваться на кредитовании. Появление фонда в качестве нового акционера компании банками всегда оценивается положительно. Кредитора не может не радовать тот факт, что потенциальный заемщик имеет более сильную структуру акционерного капитала, прозрачность на максимально высоком уровне. Плюсом является привлеченная в компанию международная экспертиза в корпоративном управлении и часто индустриальная, не говоря уже о вливании капитала со стороны ФПИ, которое, как следствие, влечет возможность увеличения кредитного плеча. В свою очередь большим финансовым плюсом для компании является факт, что к клиентам с таким уровнем риска банки подходят с более скромным аппетитом при установлении процентного вознаграждения. Для реализации проекта важны любые финансовые инструменты: кредиты, собственный капитал, средства от ФПИ. Чтобы сложилась цельная картина, надо сложить элементы финансового пазла. 

В настоящее время все фонды с участием ККМ находятся в активном инвестиционном периоде. Сумма вложений фондов с участием ККМ  в Казахстане – около $142,95 млн, а по итогам следующего года мы планируем удвоить сумму. Входной билет фондов в крупные объекты составляет от $10 до 15 млн, в секторе МСБ – $3–10 млн. В портфеле наших ФПИ находятся компании, которые занимаются производством строительных материалов, предоставлением финансовых, транспортных услуг и логистики, в сфере медицинских исследований и гостиничного бизнеса. Сделки фондов с крупными инфраструктурными проектами начинаются от $50 млн. Уже сейчас реализуется проект по строительству нового энергоблока для действующей ТЭЦ. Практически у всех сделок схожий мотив для инвестиций: увеличение мощности и текущего производства, покупка нового оборудования, расширение линейки товаров и услуг. Однозначно, что в 2013 году инвестиции от ФПИ на казахстанском рынке будут востребованы. В условиях ограниченного кредитования и роста стрессовых активов потребность в притоке капитала будет наблюдаться, особенно учитывая, что потенциальный объем инвестиций от ФПИ с участием ККМ в казахстанские компании составляет почти миллиард долларов США.

Для меня важно, чтобы индустрия private equity росла, тем самым укрепляя бизнес-сообщество и позволяя расти экономике в целом. Эксперты предрекают рецессию мировой экономики в 2013 году. Однако, на мой взгляд, экономика Казахстана не пострадает настолько сильно, как отдельные страны Европы и Азии. По сути, мы пока не глубоко интегрированы в мировые процессы, что в контексте данного конкретного вопроса является неким плюсом. Что же касается фондов с нашим участием, то партнеры-инвесторы не только не планируют уходить с наших рынков, а, наоборот, собираются использовать преимущество знания региона как дополнительный инструментарий для возможного расширения своих интересов.

Это лишний раз доказывает перспективность бизнеса на развивающихся рынках, в том числе с точки зрения инвестиций. Кроме того, статус бизнес-партнера со стороны государства придает им дополнительную уверенность в безопасности вложений. В 2013 году мы продолжим мониторинг созданных фондов, а также будем рассматривать участие в фондах, которые уже включили Казахстан в географию своих инвестиций, что позволит диверсифицировать индустриальную специфику фондов семейства ККМ и увеличивать объем и количество финансовых инъекций в нашу экономику. С моей точки зрения, 2013 год для сектора private equity в Казахстане будет наполнен рядом сделок и событий, которые определят сценарий развития этой индустрии на следующие годы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить