Как в Казахстане развить цифровое страхование

7051

Сегодня все отрасли экономики двигаются к цифровизации. Страховщики, к сожалению, этому процессу не уделяли должного внимания

Единая база данных страховщиков (ЕСБД), которую в Казахстане создали в середине 2000-х, рассчитывает только «бонус-малус» (система скидок, применяемая в страховании). В меньшей степени ЕСБД ориентирована на сбор информации в целом по страхованию. При этом обсуждается вопрос о введении цифрового страхового полиса.

ЕСБД, на мой взгляд, несовершенна. Во-первых, она пока еще оформлена на единственное физическое лицо, а это проблемы безопасности и актуальности данных. Во-вторых, к этой базе допускались агенты, которые могли внести недостоверные данные. Все это сказалось на качестве данных, которые там хранятся. Потому существующая база и ее данные не могут стать основой цифровизации отрасли, нужны, полагаю, другие шаги.

Сейчас рынок обсуждает только вариант создания электронного полиса автострахования (ОС ГПО ВТС), из-за его обязательности. Считаю, что нужно вводить электронные полисы во всех видах страхования и аккумулировать данные в одном месте, делать эту базу данных инфраструктурной частью казахстанской экономики, с интеграцией с рядом государственных органов. Имею в виду базы МВД, судов, Министерства здравоохранения и других, которые уже делают определенные шаги в рамках «Цифрового Казахстана». Немаловажным является качественный цифровой учет страховых случаев. Эти меры позволят уменьшить объем мошенничества в страховании и заложат основу для полноценного цифрового страхования жизни – лет через 5–10, когда соберется достаточный массив данных. Тогда страховщики смогут видеть, сколько человек болел, какая у него история болезни, – и все это будет происходить без поддельных справок из больниц, полностью в автоматическом режиме.

Как некий общий вывод – цифровая база страховщиков могла бы стать частью «Цифрового Казахстана», пройдя интеграцию с государственными и частными предприятиями, дать возможность существенно расширить сервисы для клиентов.

Для большей надежности цифрового страхования можно начать использовать технологию блокчейна для фиксации записей страховых договоров и страховых случаев. Эти распределенные записи позволили бы восстановить доверие к отрасли и существенно снизить число фактов мошенничества. Поскольку данные по заключенным договорам не будут храниться у одной организации и подделать их станет невозможно.

Кроме того, сегодня много внимания уделяется созданию баз и методик удаленной биометрической идентификации клиентов как со стороны банков, так и со стороны других участников рынка электронной коммерции. Участие в этом процессе страховых компаний совместно с ЕСБД может серьезно повысить уровень цифровизации отрасли в дальнейшем.

Использование Big Data для анализа оцифрованных историй клиентов позволит страховым организациям создавать персональные предложения, тем самым поднимая лояльность к своим брендам.

Что можно сделать сейчас для прорывного развития цифрового страхования? Для начала необходимо ускорить передачу ЕСБД под крыло Нацбанка – это вопрос безопасности и целостности базы. После этого нужно проверить те данные, что есть (за последние пять-шесть лет). Затем надо структурировать эту базу и подготовить к наполнению из различных направлений страхования. Ведь если мы сделаем один электронный полис по автострахованию, это не будет означать цифровизацию всей страховой отрасли.

В качестве первых мер регулятор мог бы дать разрешение на использование цифровых страховых полисов некоторым компаниям – в виде некоего поощрения за качественную работу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить