Что делать инвестировавшим в китайские компании?
Эскалация китайско-американского противостояния и более широкие опасения по поводу экономики Китая заставили западные фирмы пересмотреть свою деятельность в Китае - и это правильно

Учитывая неопределенность в отношении экономической политики и геополитических намерений председателя Си Цзиньпина, инвесторам и руководителям корпораций, возможно, пора задуматься о сокращении доли своего участия в китайских активах и рынках.
События прошлого года, в частности настойчивый отказ Си смягчить свою строгую политику нулевого COVID-19 и его утверждение на третий срок в качестве лидера Китая, напугали мировых инвесторов. Аналогичным образом, программа «общего процветания» Си, направленная на перераспределение богатства от богатых к бедным и обуздание новой бизнес-элиты страны, рассматривается как антибизнес и ущерб экономической деятельности.

Посол КНР о проблемах на казахстанско-китайской границе: Никакой политики тут нет
На вопрос, когда полноценно заработают пункты пропуска на границе, ответил ... →
В рамках своей кампании общего процветания Си пообещал, что власти будут «разумно регулировать чрезмерно высокие доходы и поощрять людей и предприятия с высокими доходами больше возвращать обществу». При такой риторике неудивительно, что в прошлом году фондовый рынок Китая упал примерно на 20%. Политика Китая также привела к огромному оттоку капитала и ускоренной распродаже китайских акций. По данным Института международных финансов, в прошлом месяце инвесторы вывели $7,6 млрд из китайских акций, а также $1,2 млрд с рынка облигаций.
Безусловно, реакция инвесторов на экономические тенденции и политические события зависит от их портфелей, потребностей в диверсификации, склонности к риску и инвестиционных перспектив. Но предусмотрительные инвесторы и бизнес-лидеры воспользуются этой возможностью, чтобы оценить риски своих портфелей и подумать, что делать со своими позициями в Китае.
Очевидно, что расширяющаяся пропасть между Соединенными Штатами и Китаем, а также более масштабный сдвиг в сторону деглобализации перевернут то, как транснациональные компании ведут свой бизнес. В частности, компании должны переосмыслить способы получения финансирования, найма работников за границей и распределения капитала. Им также следует рассмотреть вопрос о централизации закупок и создании устойчивых цепочек поставок.
Какими путями могут пойти инвесторы, пересматривающие свои позиции в Китае? Один из вариантов заключается в том, чтобы избавиться от всех своих китайских активов, сократив их подверженность риску до нуля. Но снижение степени подверженности Китаю, вероятно, будет длительным процессом, будь то в сокращении портфеля китайских акций, котируемых на рынке, или свертывания инвестиций в частный капитал. Репозиционирование также, вероятно, будет сопряжено с трудностями, поскольку продавцы должны искать покупателей на уже оспоренном рынке оценки.
Более того, инвесторы, желающие избавиться от своих китайских активов, должны учитывать последствия для своих налогов, прав интеллектуальной собственности и трансфертного ценообразования, а также многие другие связанные с этим издержки. А корпоративным инвесторам, которые уже давно настроены «по-бычьи» в отношении Китая, придется смириться с вероятностью того, что когда рост начнет ускоряться, они не будут иметь никакого влияния на экономику Китая.
В качестве альтернативы инвесторы могли бы принять свои невозвратные затраты, списать стоимость своих инвестиций и при этом сохранить некоторую долю участия в Китае. По сути, это означало бы признание того, что прежние инвестиции не могут быть возмещены, при одновременном сдерживании создания новых.
В контексте портфеля акций подход, основанный на занижении издержек, приведет к зарегистрированным убыткам на уровне текущих рыночных цен, оставляя инвесторам возможность сохранить свои позиции в случае восстановления рынка. Аналогичным образом, корпорация, владеющая фабрикой в Китае, может списать стоимость своих активов. Но вместо того, чтобы закрыть ее и полностью списать, она могла бы управлять ею как действующим предприятием, не расширяя производства и не принимая новых обязательств по капиталу, тем самым сохраняя плацдарм в Китае, когда экономика наконец восстановится.
Другой вариант – это удвоить ставку. Инвесторы могли бы не только сохранить свои текущие позиции в Китае, но и воспользоваться низкими оценками и слабостью рынка, чтобы расширить свое присутствие в Китае. Но даже при таком сценарии мировым инвесторам было бы разумно пересмотреть свои инвестиционные стратегии, подключив местного партнера, чтобы минимизировать риск экспроприации.
Однако компании, которые решат остаться и расширить свое присутствие в Китае, могут быть вынуждены работать как обособленные предприятия. Это, вероятно, осложнит финансовую отчетность и увеличит их регулятивную нагрузку, особенно в условиях усиления торгового протекционизма и региональной балканизации.

Конфликтный Китай Си Цзиньпина
ХХ съезд Компартии Китая начался и закончился. Несмотря на все фанфары и шу... →
Однако, в конечном счете, инвесторы и корпорации, приверженные инвестированию в Китай, должны быть инновационными в том, как они ведут бизнес в – и с – Китаем. Им потребуется пересмотреть структуры управления и надзора за советом директоров новых местных компаний, которые могут торговать только на китайских фондовых рынках. Им также придется полагаться на нетрадиционные показатели, поскольку такие традиционные показатели, как макростатистика, мультипликаторы P/E, внутренняя норма прибыли, коэффициенты Шарпа и показатели волатильности, аналогичные VIX, в такой быстро меняющейся геополитической, экономической и финансовой среде менее надежны.
Какой бы выбор они ни сделали, западные инвесторы в Китае сталкиваются с совершенно иным экономическим ландшафтом, отличным от того, на котором они работали более десяти лет. Этот сдвиг отражает внутриполитические события, такие как железный контроль Си над властью. Но это также свидетельствует о новом геополитическом порядке, в котором Китай и США конкурируют за экономическое, технологическое и военное превосходство. В стремительно деглобализирующемся мире инвесторы должны тщательно обдумывать свои следующие шаги.
Дамбиса Мойо, экономист-международник, автор четырех бестселлеров New York Times, включая Edge of Chaos: Why Democracy Is Failing to Deliver Economic Growth – and How to Fix It (Basic Books, 2018).
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook