Стоит ли Европе полностью отказаться от российских энергоносителей прямо сейчас

13216

Шокирующее нападение России на Украину заставило Евросоюз осознать срочную необходимость уменьшения своей зависимости от российского ископаемого топлива

ФОТО: pixabay.com

Но пытаясь избавиться от российского энергетического ига, ЕС не должен игнорировать критическое значение энергоэффективности.

Евросоюз – это главный и крупнейший покупатель природного газа и нефтепродуктов из России. На долю России приходится примерно 40% газового импорта и примерно четверть нефтяного импорта ЕС, однако только сейчас вдруг стало совершенно очевидно, насколько же мы оказались из-за этого уязвимы. Именно поэтому вскоре после вторжения Евросоюз объявил о планах уменьшить зависимость от российских углеводородов на две трети в этом году и полностью покончить с этой зависимостью «задолго» до 2030 года.

В достижении этих целей Евросоюзу может очень помочь повышение энергоэффективности, достигаемое с помощью простейших инвестиций, например, в окна с двойными стеклопакетами, современные термостаты и теплоизоляцию зданий. По данным Еврокомиссии, когда энергоэффективность повышается всего лишь на 1%, импорт газа снижается на 2,6%. Иными словами, Европа может сделать большой геополитический и экологический шаг вперёд, просто сократив расход энергоресурсов.

В дискуссиях об энергетической политике ЕС необходимость повышения эффективности раньше часто затмевалась целью увеличения доли возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце и вода, в структуре энергопотребления. Однако эти цели являются двумя сторонами одной и той же монеты.

К счастью, этот факт учитывается в широком пакете климатических законопроектов ЕС, который призван сократить к 2030 году выбросы парниковых газов в Евросоюзе как минимум на 55% относительно уровней 1990 года (что выше согласованного сейчас целевого уровня 40%). Помимо мер по стимулированию использования возобновляемых источников энергии, пакет «Fit for 55» включает предложение повысить целевой уровень энергоэффективности в ЕС с 32,5% конечного потребления до 36%. (Данный целевой уровень рассчитан, исходя из сделанного в 2007 году прогноза общего энергопотребления в ЕС в 2030 году). Чтобы эта инициатива стала более зубастой, Еврокомиссия хочет сделать устанавливаемые ею целевые уровни юридически обязательными.

Хотя этот пакет был предложен Еврокомиссией ещё в июле прошлого года, сейчас, из-за российской войны в Украине, его принятие стало особенно важным. Впрочем, Европарламенту и правительствам стран ЕС стоит пойти даже дальше, согласовав более амбициозные целевые уровни. Будучи депутатом Европарламента, который отвечает за предстоящее в ближайшие месяцы прохождение через парламент законопроекта об энергоэффективности, я буду добиваться установления обязательного целевого уровня энергоэффективности в ЕС в размере 43% конечного потребления к 2030 году.

Я также рекомендую установить обязательные национальные целевые уровни с целью поддержать установленный общий уровень для всего ЕС, а также скорректировать промежуточные национальные цели в 2025 году и 2027 году, чтобы гарантировать сохранение необходимой траектории роста энергоэффективности до 2030 года. Кроме того, мы должны расширить обязательство по ежегодной реконструкции 3% государственных зданий, включив в него социальное жильё. И мы должны активней содействовать повышению энергоэффективности в домохозяйствах с низкими доходами. Рост энергоэффективности поможет защитить домохозяйства от роста цен на энергоносители, подобного тому, что началось в прошлом году в Европе из-за сокращения предложения на рынке газа, а также удержит счета за отопление на финансово приемлемом уровне.

Правительства стран ЕС вполне могут воспротивиться перспективе введения Евросоюзом более строгих – и обязательных – требований по национальному энергосбережению. В 2018 году, когда был согласован нынешний целевой уровень энергосбережения на 2030 год, страны ЕС настояли на том, что он не будет обязательным. Однако стоит отметить, что сейчас страны ЕС в целом далеки от траектории, позволяющей достичь даже этого целевого уровня.

ЕС больше не может позволить себе игнорировать энергоэффективность. Помимо продвижения европейских геополитических и климатических целей, повышение эффективности принесёт значительные экономические и социальные выгоды.

Реконструкция зданий, повышающая их эффективность, позволит создать множество рабочих мест с высокой квалификацией и стимулировать экономическую активность в городах и за их пределами. Благодаря беспрецедентным финансовым ресурсам, которые ЕС привлёк для борьбы с экономическим спадом 2020 года, вызванным пандемией, страны союза находятся в хорошей позиции, позволяющей запустить общеевропейскую волну реконструкции зданий.

Учитывая массу разнообразных выгод от повышения энергоэффективности, национальные лидеры должны продемонстрировать больше политической поддержки инициативам ЕС. Национальная чувствительность в вопросах свободы действий долгое время препятствовала реализации общеевропейских амбиций. Но борясь с крупными кризисами (от пандемии Covid-19 до украинской войны), ЕС отказался от многих других, даже более серьёзных, политических табу. В свете этой новейшей истории расширение масштабов законопроекта ЕС об энергоэффективности должно выглядеть не только политически реализуемым, но и стратегически разумным.

Нильс Фульсанг, датский депутат Европейского парламента, член Прогрессивного альянса социалистов и демократов.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить