Стоит ли Европе полностью отказаться от российских энергоносителей прямо сейчас
Шокирующее нападение России на Украину заставило Евросоюз осознать срочную необходимость уменьшения своей зависимости от российского ископаемого топлива
Но пытаясь избавиться от российского энергетического ига, ЕС не должен игнорировать критическое значение энергоэффективности.
Евросоюз – это главный и крупнейший покупатель природного газа и нефтепродуктов из России. На долю России приходится примерно 40% газового импорта и примерно четверть нефтяного импорта ЕС, однако только сейчас вдруг стало совершенно очевидно, насколько же мы оказались из-за этого уязвимы. Именно поэтому вскоре после вторжения Евросоюз объявил о планах уменьшить зависимость от российских углеводородов на две трети в этом году и полностью покончить с этой зависимостью «задолго» до 2030 года.
В достижении этих целей Евросоюзу может очень помочь повышение энергоэффективности, достигаемое с помощью простейших инвестиций, например, в окна с двойными стеклопакетами, современные термостаты и теплоизоляцию зданий. По данным Еврокомиссии, когда энергоэффективность повышается всего лишь на 1%, импорт газа снижается на 2,6%. Иными словами, Европа может сделать большой геополитический и экологический шаг вперёд, просто сократив расход энергоресурсов.
В дискуссиях об энергетической политике ЕС необходимость повышения эффективности раньше часто затмевалась целью увеличения доли возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнце и вода, в структуре энергопотребления. Однако эти цели являются двумя сторонами одной и той же монеты.
К счастью, этот факт учитывается в широком пакете климатических законопроектов ЕС, который призван сократить к 2030 году выбросы парниковых газов в Евросоюзе как минимум на 55% относительно уровней 1990 года (что выше согласованного сейчас целевого уровня 40%). Помимо мер по стимулированию использования возобновляемых источников энергии, пакет «Fit for 55» включает предложение повысить целевой уровень энергоэффективности в ЕС с 32,5% конечного потребления до 36%. (Данный целевой уровень рассчитан, исходя из сделанного в 2007 году прогноза общего энергопотребления в ЕС в 2030 году). Чтобы эта инициатива стала более зубастой, Еврокомиссия хочет сделать устанавливаемые ею целевые уровни юридически обязательными.
Хотя этот пакет был предложен Еврокомиссией ещё в июле прошлого года, сейчас, из-за российской войны в Украине, его принятие стало особенно важным. Впрочем, Европарламенту и правительствам стран ЕС стоит пойти даже дальше, согласовав более амбициозные целевые уровни. Будучи депутатом Европарламента, который отвечает за предстоящее в ближайшие месяцы прохождение через парламент законопроекта об энергоэффективности, я буду добиваться установления обязательного целевого уровня энергоэффективности в ЕС в размере 43% конечного потребления к 2030 году.
Я также рекомендую установить обязательные национальные целевые уровни с целью поддержать установленный общий уровень для всего ЕС, а также скорректировать промежуточные национальные цели в 2025 году и 2027 году, чтобы гарантировать сохранение необходимой траектории роста энергоэффективности до 2030 года. Кроме того, мы должны расширить обязательство по ежегодной реконструкции 3% государственных зданий, включив в него социальное жильё. И мы должны активней содействовать повышению энергоэффективности в домохозяйствах с низкими доходами. Рост энергоэффективности поможет защитить домохозяйства от роста цен на энергоносители, подобного тому, что началось в прошлом году в Европе из-за сокращения предложения на рынке газа, а также удержит счета за отопление на финансово приемлемом уровне.
Правительства стран ЕС вполне могут воспротивиться перспективе введения Евросоюзом более строгих – и обязательных – требований по национальному энергосбережению. В 2018 году, когда был согласован нынешний целевой уровень энергосбережения на 2030 год, страны ЕС настояли на том, что он не будет обязательным. Однако стоит отметить, что сейчас страны ЕС в целом далеки от траектории, позволяющей достичь даже этого целевого уровня.
ЕС больше не может позволить себе игнорировать энергоэффективность. Помимо продвижения европейских геополитических и климатических целей, повышение эффективности принесёт значительные экономические и социальные выгоды.
Реконструкция зданий, повышающая их эффективность, позволит создать множество рабочих мест с высокой квалификацией и стимулировать экономическую активность в городах и за их пределами. Благодаря беспрецедентным финансовым ресурсам, которые ЕС привлёк для борьбы с экономическим спадом 2020 года, вызванным пандемией, страны союза находятся в хорошей позиции, позволяющей запустить общеевропейскую волну реконструкции зданий.
Учитывая массу разнообразных выгод от повышения энергоэффективности, национальные лидеры должны продемонстрировать больше политической поддержки инициативам ЕС. Национальная чувствительность в вопросах свободы действий долгое время препятствовала реализации общеевропейских амбиций. Но борясь с крупными кризисами (от пандемии Covid-19 до украинской войны), ЕС отказался от многих других, даже более серьёзных, политических табу. В свете этой новейшей истории расширение масштабов законопроекта ЕС об энергоэффективности должно выглядеть не только политически реализуемым, но и стратегически разумным.
Нильс Фульсанг, датский депутат Европейского парламента, член Прогрессивного альянса социалистов и демократов.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook