Станет ли General Electric вторым Lehman Brothers для мировой экономики?

12250

Ответ на этот вопрос дают эксперты мира финансов и рынков

Фото: Depositphotos.com/creisinger

Корпорация General Electric, одна из крупнейших в мире, не может выйти из череды проблем. Рыночная капитализация индустриального гиганта почти вдвое меньше объёма его долгов. Некоторые аналитики уверены: падение акций GE может стать первой ласточкой нового глобального экономического кризиса, каким 10 лет назад был Lehman Brothers. Но так ли всё грустно?

Эльдияр Муратов, президент Singapore Castle Family Office:

Когда большинство людей на планете читают о General Electric, они, вероятно, думают о лампочках, телевизорах и стиральных машинах. General Electric родилась в 1892 году в результате слияния компаний Thomson-Houston и Edison General Electric.

Компания является типичным конгломератом индустриальной эпохи 3-й технологической революции, и компания мучительно переживает трансформацию бизнеса. За прошедшие 15 лет было совершено много ошибок: неудачные поглощения крупных конкурентов, диверсификация бизнеса без синергетического эффекта, развитие бизнеса, где у GE не было компетенций, уход ключевых сотрудников. Два сильных и прибыльных направления сейчас - это Aviation (с портфелем заказов на $200 млрд) и Healthcare, которые вытягивают всю компанию, и два наиболее проблемных - это Power и GE Capital, где уровень рисков сильно возрос. Кроме того, компания полностью проигнорировала технологическую революцию в сегменте солнечной энергетики и smart grid. В планах оздоровления, предложенных новым СЕО Лоуренсом Калпом (весьма успешный послужной список - бывший глава конгломерата Danaher) - возврат к прибыльности сегмента Power, продажа непрофильных активов, возврат бывших эффективных директоров (Джона Райса из дивизиона Power). По многим параметрам акции GE очень дешёвые, еврооблигации с погашением в 2020-2021 дают сейчас около 6% в долларах. Краткосрочная кредитоспособность евробондов GE сомнений не вызывает (поэтому и рейтинг BBB+ от S&P). Долгосрочные перспективы суперхолдинга, который в 2000 году был самой дорогой публичной компанией в мире и акции которого с тех пор упали в 7 раз, вызывают по-прежнему сомнения. 19 июня 2018 более чем 100-летняя история General Electric на Dow Jones Industrial Average подошла к концу, и последний оставшийся оригинальный компонент Dow был исключён из индекса. Всего пять месяцев спустя, 9 ноября 2018, акции GE упали на 8,9% в ходе предпродажной торговли, упав ниже уровня $9 за акцию впервые после финансового кризиса.

Источник: Bloomberg

2008 год - финансовый кризис. Акции компании упали на 42% в течение года, и после ухода несменяемого Уэлча стало ясно, что GE раздут. Уоррен Баффет поддержал компанию, инвестировав $3 млрд. Но проблемы GE не закончились финансовым кризисом. Покупка французской транспортной компанией Alstom в размере $9,5 млрд в 2015 считалась полным провалом.

Под руководством Джеффри Р. Иммельта, бывшего главы GE Medical Systems и преемника Уэлча, компания была вынуждена свернуть GE Capital и вернуться к своим истокам в производстве. GE также продала недвижимости на миллиарды долларов и отказалась от NBCUniversal, GE Plastics, GE Water и GE Appliances.

Эльдияр Муратов
Эльдияр Муратов

В 2009 компания сократила годовой дивиденд с $1,24 до $0,82. Дивиденды упали ещё больше в 2010 году. Иммельт занимал должность генерального директора General Electric в течение 16 лет и ушёл в отставку раньше, чем ожидалось, в 2017. Позднее он занял должность председателя в Athenahealth.

2017 – новая буря. Компания General Electric празднует свое 125-летие в 2017 и заслуживает репутацию одного из самых надёжных участников на фондовом рынке. Акции падают на 69,05% с января 2017, когда компания объявила о сокращении 12 000 рабочих мест в 2017, а дивиденды за декабрь сократились на 50%. Рыночная капитализация компании, которая в августе 2018 составляла $107 млрд, упала больше, чем рыночная капитализация конкурента Honeywell International Inc. По состоянию на последнее падение компании General Electric 9 ноября 2018, компания оценивалась в $72,63 млрд.

В ноябре 2017 GE объявила о планах широкой реструктуризации и сократила свои квартальные дивиденды вдвое - с 24 до 12% на акцию. В том же месяце GE уволила тысячи сотрудников во всех подразделениях страны. После объявления акции компании упали на 3,5%. 1 октября 2018 года GE объявила, что Х. Лоуренс Калп заменит Джона Фланнери в качестве председателя и генерального директора компании.

Промышленный конгломерат сообщил, что продаст свою долю в нефтяной компании Baker Hughes, надеясь, что эти действия позволят ей сосредоточиться на авиационной, энергетической и возобновляемой энергетике.

Медицинское подразделение компании GE Healthcare объявило 2 апреля, что продаст свой ИТ-бизнес Veritas Capital за $1,05 млрд. Эта продажа была первой из запланированных продаж активов в размере 20 миллиардов долларов США с целью создания более сфокусированной компании.

Тем не менее мы не должны забывать, что у GE есть клиенты в более чем 180 странах, в том числе Казахстане и России, и в ней работает 313 000 человек по всему миру. GE работает в нескольких крупных промышленных сегментах, включая энергетику, возобновляемые источники энергии, нефть и газ, авиацию, здравоохранение, транспорт, освещение. GE Power является крупнейшим генератором доходов для GE, заработав в 2017 почти $36 млрд. Следующим наиболее прибыльным сегментом был GE Aviation с доходом около $27,4 млрд.

Резюме: General Electric стремится сократить свой избыточный вес, чтобы возродиться из пепла и стать более сфокусированной компанией. Принцип, по которому сейчас действует новое руководство компании, - это «оставить то, что приносит прибыль, сфокусировать и продать все остальное». Как мы знаем, чистка не бывает без боли, и, вероятно, не слишком восторженные прогнозы аналитиков добавляют масла в огонь. Безусловно, падение такого гиганта найдёт отголосок по всему миру, но эффект будет плавным и не сравним с пройденным в 2008. Если новый глава компании сможет развернуть неповоротливую машину к былой прибыльности и росту, что вполне вероятно увидеть уже в 2019, то GE имеет надежду на былое лидерство.

Екатерина Серединская, генеральный директор компании ARUM Capital:

Действительно, с самого начала года активно обсуждаются возможные проблемы с американским рынком облигаций инвестиционного уровня (investment grade debt market). Благодаря аномально низким процентным ставкам объём корпоративного долга вырос до максимальной величины за последние двадцать лет и превысил цифры, наблюдаемые на пике предыдущего финансового кризиса: за один лишь последний год было выпущено бумаг на сумму $788 млрд. Наибольшие опасения вызывают облигации с рейтингом Baa (Moody’s) - самые рискованные инструменты из тех, что все ещё относятся к инвестиционному уровню; в долларовом выражении их объём превысил $2,83 трлн в третьем квартале 2018, что выше уровня 2008 в два раза. Проблема в том, что с ужесточением монетарной политики ФРС заёмщикам будет достаточно сложно рефинансировать долг по привлекательным ставкам, а это может привести к крайне неприятным последствиям.

Екатерина Серединская
Екатерина Серединская

Недавнее снижение рейтинга General Electric было воспринято той самой «соломинкой, которая может переломить спину верблюду», так как, во-первых, чистые долговые обязательства GE превышают $100 млрд, ну и, во-вторых, большинство институциональных инвесторов держат бумаги компании у себя на балансе. Согласно регуляции, в случае дальнейшего снижения рейтинга облигаций до «мусорного» фондам придётся в достаточно быстром темпе избавиться от активов, что может привести к эффекту домино и вызвать распродажи по всему рынку.

Тем не менее предрекать приход очередного кризиса было бы преждевременно - для начала стоит оценить ситуацию по другим «гигантам». Например, следующим «слабым звеном» с ещё более худшим положением можно назвать AT&T, где с целью поглощений и выплат хороших дивидендов акционерам набрали долга на $180 млрд - сумма практически в два раза больше аналогичной в GE. К тому же обе компании имеют обязательства по пенсиям на десятки миллиардов долларов, однако, несмотря на все неприятности, за будущее AT&T особо не переживают, и причиной этому является хорошая ситуация с cash flow. Таким образом, если у General Electric появится необходимость обратиться за помощью к правительству или крупным фондам, то на рынке может возникнуть временная турбулентность, но каких-то глобальных последствий ожидать не стоит. Иными словами, одной компании, даже такой крупной, недостаточно для возникновения очередного экономического кризиса - потребуется банкротство целого ряда заёмщиков.

К тому же General Electric может «обойтись малой кровью» путём распродажи некоторых активов, сокращения долга и использования существующей кредитной линии на $40 млрд, которые компания имела на конец III квартала. Если мы прибавим к этой цифре «денежные средства и эквиваленты» на балансе GE, то получится сумма, близкая к рыночной стоимости корпорации - $68 млрд, а значит, инвесторы все ещё могут надеяться на благоприятный исход.

Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

Проблемы General Electric могут оказать на международных инвесторов скорее психологическое воздействие. Ведь эта компания настолько всем известна, её основал в 1878 ещё сам Томас Эдисон, выдающийся изобретатель, который первым создал не только практически осуществимую в массовом производстве модель лампочки накаливания, но и разработал первые стабильно работающие и бюджетные по тем временам системы электрического освещения, изобрёл первый фонограф, существенно усовершенствовал и поставил на промышленную основу телеграф, телефон, киноаппаратуру. Однако всё же маловероятно, чтобы даже банкротство такой великой компании могло стать последним рычажком, запускающим напрямую некий эффект домино на рынке корпоративных обязательств.

Пётр Пушкарёв
Пётр Пушкарёв

General Electric вряд ли суждено стать вторым Lehman Brothers: крах Lehman Brothers был поводом, а не причиной кризиса, и всё-таки важно, что это было именно финансовое учреждение. Рынок же кредитно-дефолтных свопов, на который завязано банкротство любой крупной компании, через который такое банкротство способно оказать влияние на всю финансовую систему, спровоцировав выплаты по обязательствам, всё-таки в 2018 уже не представляет из себя тот жуткий подводный айсберг, каким он был 10 лет назад. Кроме того, акции General Electric ведь падают уже два года подряд, и рынок банковских услуг, и инвестиционное сообщество, успело давно адаптироваться к факту проблем в этом индустриальном гиганте. Каждый, кто сохранял вложения в корпоративные бумаги General Electric, уже примерно должен был осознавать возможные последствия.

А проблемы General Electric неприятны для рынков именно снижением степени доверия теперь в какой-то мере и ко всем корпоративным облигациям. Выплаты на долговом рынке считаются фактически гарантированной премией, а облигации - безусловно консервативная часть портфеля любого долгосрочного инвестора, вторая по степени надёжности после государственных казначейских бумаг. Но какая у крупных фондов, да и частных инвесторов, по большому счёту, альтернатива? Если снижать вложения в корпоративный долг, то куда вкладываться? В намного более рискованный рынок акций, где после многолетнего ралли непонятно, завершены ли коррекции, а сам факт доходности может быть ни капли не гарантирован, так как бумаги могут быть сильно переоценены даже при вполне благополучном положении дел в конкретной компании? В растущее, но очень волатильное золото? Естественно, нет: и акции, и золото - составляющие перспективной, но рисковой части инвест-портфеля. В этом смысле у большинства инвесторов просто нет другого выхода, кроме как смириться с пониманием, что проблемы General Electric всё-таки проблемы конкретной большой компании, которая страдает из-за ошибок в управлении и мани-менеджменте.

На фоне структурных сдвигов в отрасли, усилившихся за последние годы конкурентов, General Electric слишком расширила свою сферу деятельности, делала плохо обдуманные приобретения, накопила избыточные и убыточные мощности и так и не смогла вовремя отделить неэффективные активы, повысить рентабельность и встроиться в новый мейнстрим. Её доходы сильно сократились, и она тонет под грузом взятых на себя избыточных и, очевидно, уже неподъёмных долговых обязательств: убытки, по данным за последний квартал, равны 1/3 рыночной капитализации компании, и они вчетверо больше, чем по 2017. Компания уже объявила о распродаже активов на $20 млрд долларов, но её долги составляют $115 млрд.

Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners:

General Electric Company (GE) за 126 лет существования выросла до размеров глобальной компании, работающей в 180 странах мира. Известно, что в GE построили первый реактивный двигатель в США, впервые разработали светодиод и первый МРТ-сканер для мозга. В компании после ряда сокращений работает более 300 тыс. работников. В условиях нарастания протекционизма в мире GE оставалась сторонником свободной торговли и открытой международной конкуренции. В последние два года произошел стремительный обвал котировок акции GE. Еще в ноябре 2016 акции GE уверенно торговались выше $30. В настоящее время средняя котировка компании находится в районе $7,5.

Данияр Джумекенов
Данияр Джумекенов

Фундаментальные факторы, связанные с негативной тенденцией в развитии мировой экономики, явились причиной падения стоимости акции GE. Серьезные трудности в операционной деятельности и замедление бизнеса привели к утрате доверия со стороны инвесторов. Не восстановили стоимость акций и планы финансового оздоровления GE. Дополнительно на падение стоимости акции повлияли проблемы с эксплуатацией газовых турбин. Тянет компанию вниз и убыточные сделки, отсутствие эффективной реакции на изменения рынка.

Анализ технической картины показывает назревшую необходимость отскока вверх цены акций. Учитывая, что проблемное энергетическое направление GE создает незначительную долю в стоимости компании сложился привлекательный момент для долгосрочных инвесторов. Однако амплитуда отскока будет ограничена фундаментальными факторами.

По данным самой GE, 2017 год оказался для нее тяжелым. В руководстве GE признают, что потеряли много времени и ресурсов, акцентируя внимание на процессах совершенствования операционного уровня. В GE пришли к выводу, что ранее произошло распыление ресурсов на запуск новых проектов и предприятий.

Как известно в Казахстане GE осуществляла бизнес по следующим направлениям: GE Aviation, GE Energy Connections совместно с компанией Alstom Grid, вошедшей в состав GE в конце 2015, GE Oil & Gas, GE Healthcare, GE Power и GE Transportation. Первый грузовой магистральный односекционный тепловоз пятого поколения серии Evolution — ТЭ33А был собран в Казахстане и показан 7 декабря 2009.

На предстоящий период, долгосрочная стратегия GE будет акцентироваться на присутствии в трех ключевых секторах экономики: авиация, энергетика и вероятно в здравоохранении. Перспективы развития GE связывает с развитием авиационного бизнеса. В настоящее время GE Aviation поставляет топливные форсунки для двигателей, установленных на самолетах Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Общий объем заказов на двигатель LEAP превышает 16 тыс. штук, стоимостью более $236 млрд. Помимо двигателя LEAP ведется разработка и внедрение нового турбовинтового двигателя. Согласно данным GE, более трети частей двигателя печатается на 3D-принтере. Это обеспечит заказчикам 20%-ное улучшение сгорания топлива и увеличение мощности на 10%, в сравнении с предложениями конкурентов.

Инновационное направление GE будет развиваться в новом подразделении GE Additive, которое делает 3D-принтеры и материалы, используемые для печати. Дополнительное направление в развитии GE связано с развитием возобновляемой энергии. Это поставки ветропарков с общей генерацией порядка 8 гигаватт. Поставки охватят Швецию, Австралию, Таиланд, США и другие места в мире.

В целом, перспективы для роста котировок акции GE еще имеются. GE обещает заплатить около $300 млн новому генеральному директору Ларри Калпу при условии роста стоимости акций на 150% в течение четырех лет. Однако конкурентоспособность GE связана со снижением цены на свою продукцию. На текущий момент связь между падением мировой экономики и падением GE снижается. Успешный исторический путь развития GE в прошлом и накопленный опыт, возможно, позволят преодолеть непростые времена в развитии стратегически важной для США компании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить