Спровоцирует ли рост процентных ставок в США очередной финансовый кризис

14336

Ястребиные изменения в денежно-кредитной политике Федеральной резервной системы США часто приводили к финансовому и экономическому спаду в странах с формирующейся рыночной экономикой

ФОТО: © Depositphotos.com/zamogilnykh

В начале 1990-х годов ФРС превентивно повысила процентные ставки, чтобы обуздать инфляцию, что ускорило мексиканский «текиловый» кризис 1994 года. В 2013 году ФРС сигнализировала о намерении ужесточить денежно-кредитную политику, что привело к крупной распродаже на развивающихся рынках, известной как taper tantrum (паника в 2013 году, вызванная анонсированным ФРС постепенным сворачиванием программы количественного смягчения, что привело к росту доходностей длинных облигаций более чем на процентный пункт за короткий срок).

Учитывая историю региона, можно было бы ожидать, что политики в странах АСЕАН+3, десяти членах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии вместе с Китаем (включая Гонконг), Японией и Южной Кореей, будут особенно обеспокоены растущим ястребиным настроем ФРС. Действительно, недавние усилия ФРС по сдерживанию высокой и устойчивой инфляции вызвали опасения по поводу регионального финансового кризиса, подобного азиатскому финансовому кризису 1997 года.

Но действия ФРС не окажут такого большого влияния на регион, как в конце 1990-х годов. Сегодня экономики стран АСЕАН+3 более сильны и устойчивы, что делает финансовый кризис в стиле 1997 года маловероятным.

Кризис 1997 года был вызван, главным образом, сочетанием макроэкономических дисбалансов и резких изменений в потоке капитала, вызванных спекулятивными атаками на тайский бат и другие региональные валюты. Экономики Восточной Азии до кризиса переживали период быстрого роста, финансируемого резким притоком капитала и чрезмерным иностранным кредитованием, но без надлежащего регулирования и политики. Большинство азиатских валют по-прежнему были привязаны к доллару США, система банковского регулирования была проще, а резервы капитала были низкими.

Болезненные структурные реформы помогли странам АСЕАН+3 восстановить баланс, укрепить экономические основы и создать надежную нормативно-правовую базу. Политики региона, более искусные в преодолении неопределенности и управлении потрясениями, создали огромную многоуровневую систему финансовой безопасности на сумму $8,8 трлн. В дополнение к своим валютным резервам, в общей сложности $7 трлн, страны АСЕАН+3 теперь могут полагаться на многосторонние соглашения о свопах, такие как соглашение о многосторонности Чиангмайской инициативы, и Международный валютный фонд.

Большинство развивающихся экономик АСЕАН+3 в последние годы имеют профицит счета текущих операций. А страны, пострадавшие от кризиса, напротив, имели постоянный дефицит текущего счета и полагались на внешнее финансирование в годы, предшествовавшие финансовому кризису 1997 года. Страны АСЕАН-4 (Малайзия, Филиппины, Индонезия и Таиланд) имели профицит счета текущих операций на протяжении большей части последних двух десятилетий, за исключением Индонезии, у которой за тот же период был небольшой дефицит счета текущих операций.

Более того, банки в регионе гораздо более надежны и устойчивы. Они, как правило, хорошо капитализированы и имеют достаточные резервы ликвидности с момента принятия Базельских нормативов после мирового финансового кризиса 2008 года. В результате у банков, как правило, была прочная финансовая основа во время пандемии COVID-19, что позволяло им при необходимости использовать свои регулятивные и антициклические резервы капитала.

Кроме того, в этом году объем рынка облигаций в местной валюте в регионе АСЕАН+3 увеличился до 123% ВВП по сравнению с 74% ВВП в 2000 году. Благодаря возможности заимствования в местной валюте долги больше не так подвержены валютному несоответствию, как это было во время азиатского финансового кризиса.

Аналогичным образом, в последние годы потоки капитала в регион не увеличивались, как это было в преддверии двух последних финансовых кризисов. На рынках стран АСЕАН-4 чистый отток капитала до сих пор был относительно умеренным, а приток капитала состоит в основном из относительно стабильных прямых инвестиций. В Южной Корее приток портфельных инвестиций увеличился во время пандемии, поскольку инвесторы рассматривали корейские облигации как относительно безопасные активы.

Наконец, экономики Восточной Азии, особенно пострадавшие от кризиса страны АСЕАН-4 и Южная Корея, больше не используют жестко привязанные валютные режимы, позволяя своим валютам колебаться и приспосабливаться к рыночным силам в качестве буфера для потрясений. Те немногие страны, которые все еще привязывают свои валюты к доллару США или валютной корзине, сумели отразить спекулятивные атаки с помощью сильных валютных резервов и разумной фискальной политики.

Следует признать, что по всему региону могут быть очаги спада. Пандемия COVID-19 еще не закончилась, и траектория восстановления каждой экономики будет зависеть от ее способности адаптироваться и использовать новые возможности. Ужесточение денежно-кредитной политики в США может негативно и неравномерно повлиять на финансовые рынки в странах АСЕАН+3, и эти события могут спровоцировать отток портфельных инвестиций, аналогичный панике 2013 года. В последние месяцы инвесторы продавали акции Южной Кореи и Филиппин и сократили свои позиции в индонезийских и малайзийских облигациях. Однако до сих пор эти оттоки были относительно незначительными и не угрожали финансовой стабильности.

Ожидаемый экономический подъем Китая также будет способствовать восстановлению региона, как это было после кризисов 1997 и 2008 годов. По прогнозам, экономика Китая начнет расти и восстановит динамику во второй половине 2022 года, при этом ожидается, что годовой рост составит около 4,8%, несмотря на значительные риски снижения.

Повышение процентных ставок в США, вероятно, приведет к некоторому оттоку капитала и повышению стоимости заимствований для экономик АСЕАН+3. Но полномасштабный финансовый кризис в стиле 1997 года остается маловероятным. Регион двигается дальше.

Хо И Хор, главный экономист Управления макроэкономических исследований АСЕАН+3

Кими Сюй Цзян, экономист Управления макроэкономических исследований АСЕАН+3.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить