Спокойный среди бурь

6580

Страховой рынок Казахстана готов ко второй волне кризиса

В последнее время и бизнес и власть обсуждают вторую волну кризиса: будет ли она, нужно ли к ней готовиться и как это отразится на той или иной отрасли, в том числе страховой. На мой взгляд, если что-то и будет, то, возможно, выльется в небольшой спад деловой активности. По моему мнению, смысл новой волны кризиса, которую некоторые связывают с европейскими событиями, заключается в том, что нельзя тратить больше, чем ты зарабатываешь. Меня часто спрашивают, а как отразился кризис на страховом рынке и нужно ли перестраховываться, ожидая вторую волну? Давайте вспомним, с чего началась первая волна так называемого кризиса и как многие ответственные лица списали на нее свои неудачи.

В то время было четко видно снижение темпов роста всех отраслей мировых экономик, в том числе и казахстанской. Тогда сильно пострадал фондовый рынок, то есть мнимое изображение капитала. Но в Казахстане особенно пострадал ипотечный рынок: недвижимость сильно росла в цене, кредиты выдавались легко, у банкиров была уверенность, что они всегда могут с прибылью продать залоговую квартиру, из-за этого появлялось все больше строительных компаний. В итоге строительная отрасль получила необоснованное развитие. Как это отразилось на страховом рынке? Когда рос ипотечный «пузырь», конечно, рос и страховой рынок, страховались залоги, строительное оборудование и многое другое, соответственно, росли и наши страховые премии. Когда все рухнуло, страховые компании пострадали меньше, чем банки. Дело в том, что мы размещали лишь небольшую часть денег в высоколиквидных активах. Падение цены рискованных акций и облигаций привело к тому, что эта часть у страховщиков «сдулась». Но у казахстанских компаний страхового рынка главный доход идет за счет основной деятельности – страхования. В итоге у этих компаний просто уменьшились премии – компании «сдулись», но дефолтов не было, как, например, у американской AIG.

Если говорить о страховых выплатах в кризисное время, то их объем сильно не вырос. Сократили вы инженера по технике безопасности, вроде как не нужен специалист – он не создает прибавочного продукта, и тут же на производстве пошли травмы, соответственно, страховщики выплачивают деньги. То есть рост страховых выплат во время кризиса не имеет прямой зависимости.

Теперь о второй волне и о том, почему стоит ожидать спада деловой активности. Бизнес понимает, что в экономике снова может произойти что-то непредсказуемое (как это было с первой волной), поэтому за свои товары или услуги стремится получить деньги сразу, избегая всяких отсрочек. То есть между моментом оказания услуги и расчетом за нее время стремительно сокращается. Как следствие, сделок заключается меньше и наступает спад деловой активности. Кроме того, крупные инвесторы не торопятся вкладывать свои деньги в экономику, заняв выжидательную позицию. Один мой знакомый, состоятельный человек, говорил мне, мол, а куда сейчас вкладываться: кирпичи никому не нужны, цемент тоже, лучше я год подожду, посмотрю, что будет. Все эти процессы не грозят страховому рынку, ведь мы стали более осторожными и скорректировали свою политику. Сейчас мы не вкладываемся в рисковые проекты, а предпочитаем надежные инструменты с коротким периодом.

Более того, мы сейчас наблюдаем рост интереса к услугам страховщиков со стороны и корпоративного сектора, и частного. Например, компании стали больше страховать свое имущество, сотрудников и так далее. Частник больше обращает внимание на бонусные продукты, растет популярность дешевых продуктов, таких как, например, «Квартирный вопрос» или «Заботливый сосед», когда люди страхуются, к примеру, от подтоплений соседей – пакет стоит всего около 1,5 тыс. тенге, а ответственность – 150 тыс. тенге. В итоге растут и наши премии. В 2011 году объем премий увеличился на 103% по сравнению с 2010 годом. Мы уверенно смотрим в будущее и готовы к любым неожиданностям.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить