Почему женщины стали более уязвимы во время пандемии

5891

НЬЮ-ЙОРК – К 24 годам, Майя Бохара родила четверых детей, и они с мужем решили, что их семья уже достаточно большая. После этого, в течение девяти лет несмотря на то, что они жили в бедном районе Непала, она могла рассчитывать на получение инъекционных контрацептивов в местной поликлинике

ФОТО: pixabay.com

Но затем пришел COVID-19, который нарушил цепочки поставок медицинских товаров и бюджеты здравоохранения во всем мире. К июню 2020 года, в клинике Майи закончились противозачаточные средства, которые она использовала, а к февралю 2021 года у нее родился пятый ребенок. Несмотря на то, что новорожденный Бохара глубоко любимый ребенок, уязвимая семья сейчас оказалась в еще более уязвимом положении.

Они в этом не одиноки. Для женщин во всем мире одной из самых серьезных потерь от пандемии – помимо прямого ущерба для жизни и средств к существованию – стала потеря репродуктивного выбора. Это пожизненные затраты, которые возможно будут нести даже будущие поколения.

В апреле этого года, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), агентство ООН по сексуальному и репродуктивному здоровью, опубликовало «Мое тело принадлежит мне», новаторское издание нашего ежегодного доклада «Состояние народонаселения мира». В нем мы прослеживаем связь между сексуальным и репродуктивным здоровьем и телесной автономией, принципом, который является абсолютно фундаментальным для самоопределения женщин и расширения их прав и возможностей. Только когда женщины имеют контроль над своим телом, они могут пользоваться правами и возможностями во всех других сферах своей жизни, будь то учеба в школе, уход за семьей, открытие бизнеса или управление страной.

В то же время, любая потеря телесной автономии быстро умножается. Согласно недавним оценкам ЮНФПА и Avenir Health, в течение первого года пандемии около 12 млн женщин из 115 стран с низким и средним уровнем доходов столкнулись с перебоями в предоставлении услуг по планированию семьи, что привело к примерно 1,4 млн незапланированных беременностей. Такие исходы – причина увеличения материнской смертности и небезопасных абортов – являются одним из самых ярких проявлений утраченной телесной автономии.

Если в этих цифрах и есть какая-то положительная сторона, то она заключается в том, что наиболее серьезные сбои в планировании семьи имели место в начале пандемии и по большей части носили кратковременный характер. Со своей стороны, ЮНФПА предоставил контрацептивы и другие средства по охране репродуктивного здоровья нуждающимся странам.

В то же время, многие системы здравоохранения разработали креативные меры для обеспечения устойчивого доступа. В Уганде приложение для вызова водителя SafeBoda теперь доставляет противозачаточные средства прямо к порогу пользователей. В Эсватини, агентства ООН выступили с инициативой по информированию десятков тысяч женщин об услугах по планированию семьи при помощи SMS-оповещений. В северной Бразилии консультирование по вопросам планирования семьи проводится посредством телемедицины, а противозачаточные средства могут быть доставлены агентами здравоохранения по месту жительства на велосипеде. В сельских районах Непала, консультанты по вопросам планирования семьи совершают многочасовые поездки для оказания бесплатных услуг женщинам, находящимся в удаленных карантинных центрах, следя за тем, чтобы их изоляция не приводила к перебоям в использовании противозачаточных средств.

В глобальном масштабе процент стран, сообщающих о перебоях в работе служб по планированию семьи и контрацепции в связи с пандемией, упал с 66% в 2020 году до 44% в 2021 году. Согласованные усилия работников здравоохранения, правительств и доноров в значительной степени смягчили катастрофу для женщин. В некоторых случаях, решения внедрялись так быстро, что женщины даже не подозревали о том, что их сексуальное и репродуктивное здоровье и права находятся под угрозой.

В каком-то смысле так и должно быть. Международная конференция по народонаселению и развитию 1994 года определила общую повестку дня в области сексуального и репродуктивного здоровья. А 25 лет спустя, на саммите в Найроби правительства, предприятия, активисты со стороны молодежи и женщин, благотворительные организации и другие взяли на себя смелые обязательства по устранению недостатков в области планирования семьи, предотвратимой материнской смертности, гендерного насилия и других вредных практик по отношению к женщинам и девочкам.

Эта международная поддержка позволила ЮНФПА осуществлять программы по сексуальному и репродуктивному здоровью в более чем 150 странах. С 2008 года лекарства и противозачаточные средства, поставляемые через наше Партнерство по снабжению, спасли бесчисленное количество жизней и предотвратили почти 90 млн нежелательных беременностей. Более того, эта работа способствовала осознанию того, что сексуальное и репродуктивное здоровье является фундаментальным правом человека, что является важной причиной, по которой эти услуги были быстро восстановлены после первоначального шока, вызванного пандемией.

Но мы не можем себе позволить почивать на лаврах. Эти достижения неустойчивы, а финансирование по-прежнему находится под угрозой из-за экономических последствий пандемии. Многие страны изменили свои приоритеты в отношении расходов и услуг; на некоторых собственных программах ЮНФПА сказалось значительное сокращение расходов в Соединенном Королевстве, которое является одним из старейших и самых сильных партнеров организации.

В этих условиях, мы должны вести еще более упорную борьбу за то, чтобы сексуальное и репродуктивное здоровье оставалось главным приоритетом. В противном случае пострадают не только отдельные женщины. Целые страны столкнутся с возросшим уровнем социально-экономической уязвимости и неравенства, что еще больше затруднит выход из текущего кризиса, не говоря уже о повышении устойчивости к будущим стихийным бедствиям, пандемиям и изменению климата.

Чтобы снизить риск для сексуального и репродуктивного здоровья, приоритетной задачей должно стать увеличение инвестиций в эти услуги, сделав их неотъемлемой частью национальных планов восстановления. В странах с ограниченными бюджетными возможностями международное сообщество должно оказывать большую поддержку посредством облегчения долгового бремени, с тем чтобы правительствам не приходилось отвлекать средства от здравоохранения на выплаты кредиторам.

Вторая приоритетная задача заключается в обеспечении того, чтобы услуги действительно охватывали всех женщин и девочек. Это требует преодоления сложных барьеров, связанных с местом проживания, образованием, возрастом и другими факторами, которые могут препятствовать доступу к медицинской помощи. Услуги должны быть доступны на протяжении всей жизни, от подросткового возраста до старости и должны покрывать все, от всестороннего сексуального воспитания до плановых обследований на рак.

COVID-19 отнял очень много у огромного количества людей. Мы не можем допустить, чтобы он взял еще больше, лишая женщин сексуального и репродуктивного здоровья. Все женщины имеют право жить в условиях безопасности, имея беспрепятственный доступ к лекарствам, в которых они нуждаются, для того чтобы принимать самостоятельные решения относительно своего собственного тела и своей жизни.

Наталия Канем, исполнительный директор Фонда ООН в области народонаселения

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить