Сможет ли Африка противостоять COVID-19?

   Пандемия коронавируса
12311

ДУРБАН – Менее чем через пять месяцев после первого задокументированного случая заболевания COVID-19 количество инфицированных в мире превышает 340 000 человек, почти 15 000 умерли. Пандемия разрушает экономику во всем мире, но Африке придется столкнуться с особенно серьезным и долговременным ущербом

ФОТО: tbn-tv.com

Безусловно, Африка страдает не так сильно, как ожидали многие. По крайней мере, пока. Хотя число затронутых пандемией стран на континенте возросло до 43, вирус, по-видимому, распространяется не так быстро, как в других странах.

Некоторые ученые считают, что это может быть частично связано с климатом. В одном из исследований отмечалось, что вирус COVID-19, возможно, менее стабилен при более высоких температурах, при этом оптимальная температура для распространения достигает, вероятно, 8,72˚C. Температура же в большинстве африканских стран редко опускается ниже 15˚C. Это не означает, что вирус COVID-19 не может передаваться в жарком климате, однако его там легче сдержать.

Но с его сдерживанием есть и другие серьезные проблемы – начиная с того факта, что COVID-19 имеет более длительный инкубационный период, чем иные коронавирусы (вызывающие обычную простуду), при этом люди, у которых нет симптомов, заразны. Хотя носители симптомов более заразны, и это, по-видимому, основной механизм распространения вируса, бессимптомные носители представляют значительную опасность, поскольку меньше вероятность того, что они ограничат свои контакты. Поэтому распространение намного сложнее отслеживать.

Проблема также в тяжести заболевания. Хотя для большинства случаев COVID-19 характерны только симптомы от легких до умеренных, тяжесть течения болезни резко усугубляется у пожилых людей и пациентов с сопутствующими заболеваниями, включая сердечно-легочные и диабет.

Африке, самому молодому континенту, с ее медианным возрастом населения 18 лет (более чем вдвое ниже, чем в Европе), возможно, и не стоит особенно беспокоиться о тяжести заболевания. Не случайно уровень смертности в Италии, где средний возраст составляет 47,3 года, достиг 9%, в то время как среднемировой показатель равен 3,4%.

Однако с точки зрения сопутствующих болезней Африка находится в гораздо более слабом положении. Хотя неинфекционные заболевания, такие как диабет, традиционно ассоциируются с развитыми странами, есть свидетельства того, что они распространяются и в Африке. Кроме того, Африка страдает от двух других напастей – ВИЧ (вируса, вызывающего СПИД) и туберкулеза, которые могут представлять серьезную опасность для людей, инфицированных COVID-19.

В Африке, к югу от Сахары, проживает около 70% общемирового количества ВИЧ-инфицированных, и на Африку приходятся 25% прироста туберкулеза в мире – основной причины смерти среди этой категории людей. Поскольку ВИЧ и туберкулез не очень распространены в самых пострадавших на сегодня от коронавируса регионах, данных об их влиянии на людей, инфицированных COVID-19, пока недостаточно. Но разумно предположить, что у людей с ВИЧ и/или туберкулезом выше риск развития более тяжелых форм COVID-19.

Для надежды, впрочем, есть основания: некоторые страны оценивают эффективность определенных антиретровирусных препаратов в отношении COVID-19. Если они будут работать, это станет огромным облегчением для африканцев. Более 60% ВИЧ-положительных людей в южной и восточной частях Африки – регионах, наиболее затронутых ВИЧ, – уже получают антиретровирусное лечение.

Но стопроцентные результаты далеко не гарантированы. И даже если бы это было так, почти 40% ВИЧ-положительного населения в южной и восточной частях Африки – в общей сложности, 20,6 млн человек – все равно оставались бы в очень уязвимом положении.

Также серьезная угроза для Африки во время пандемии COVID-19 заключается в неразвитости сферы охраны здоровья. Если вирус смог сокрушить современную систему здравоохранения в таком развитом государстве как Италия, невозможно предсказать, что произойдет в африканской стране, где медицинская отрасль и без того слаба и не имеет достаточных ресурсов.

Как показывает быстрое глобальное распространение COVID-19, это проблема не одной Африки. Если вирус закрепится на континенте, он может возвращаться оттуда в остальной мир, вызывая новые вспышки в странах, которые уже взяли его под контроль. Единственное решение заключается в том, чтобы оказывать помощь извне правительствам африканских стран в устранении основных недостатков – пока еще не слишком поздно.

Денис Чопера – врач-вирусолог и исполнительный директор программы Исследовательской сети Тропической Африки по проблемам туберкулеза и ВИЧ (SANTHE), базирующейся в Африканском институте здравоохранения; был стипендиатом Aspen New Voices (2018) и African Century (2019-2020)

© Project Syndicate 1995-2020 

Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить