Смогут ли США использовать высокие цены на нефть в свою пользу

16592

США экспортируют больше нефти, чем импортируют. И поэтому стране в целом выгоден новейший всплеск мировых цен на нефть

ФОТО: © Depositphotos.com

Однако население США считает, что ему этот рост цен вреден, потому что все выгоды достаются американским нефтяным компаниям и их акционерам. До сих пор не предпринимается никаких попыток перераспределить часть этих денег в пользу домохозяйств США, даже несмотря на то, что одной из главных причин нынешнего роста цен на энергоносители стали инициированные американским правительством действия: введение санкций против России после её нападения на Украину.

В США не наблюдается ни дефицита добычи нефти, ни внезапного взрывного спроса. Наоборот, рост цен на энергоносители, начавшийся в конце февраля, совпал со значительным увеличением объёмов экспорта нефти из США. Расчёты на основе американской государственной статистики показывают, что чистый экспорт нефти из США в мае 2022 года составил 3,9 млн баррелей в день, увеличившись на целых 45% относительно мая прошлого года. Рост выручки в долларах США ещё более значителен, учитывая, что за тот же период цены повысились на 76%.

Существует решение, которое поможет улучшить финансовое положение домохозяйств США. Если Америка введёт налог на экспорт нефти со ставкой 45%, это позволит увеличить объёмы её продаж внутри страны и приведёт к снижению цен на энергоносители в США примерно на 40-45%, в частности, к падению цен на бензин с нынешнего уровня около $5 за галлон до менее $3 за галлон. А если правительство направит выручку от этого экспортного налога домохозяйствам с низкими и средними доходами, тогда они получат ещё больше выгод. При этом нефтяные компании продолжат зарабатывать больше денег, чем они получали до войны – просто не так много, как они зарабатывают сейчас.

Кроме того, экспортный налог повысит эффективность использования нефти из Стратегического нефтяного резерва США. После введения санкций против России правительство США заявило, что использует примерно 45 млн баррелей нефти из резерва, начиная с августа. Но это не оказало сколько-нибудь заметного влияния на цены на энергоносители внутри страны, что неудивительно. Без экспортного налога нефтяные компании США просто сократят объёмы продажи внутри страны ровно на этот объём и увеличат экспорт. А вот с экспортным налогом (точная ставка может повышаться в зависимости от объёмов нефти, взятой из резерва) цены на бензин и энергоносители в США могли бы упасть сильнее.

На пути администрации США три возможных препятствия, мешающих принятию такого решения: внутренняя политика, Конституция США, правила Всемирной торговой организации. Однако все эти ограничения не являются непреодолимыми.

Хотя администрация Байдена может опасаться критики со стороны Республиканской партии за проведение «радикальной, социалистической» политики, а также со стороны экологических групп за нарушение обещания климатических действий, есть весомые политические аргументы и в пользу такого решения. Многие американские домохозяйства сегодня винят администрацию в неспособности справиться с ростом цен – для них это экономическая проблема номер один. И многих не убеждает аргументация Байдена, что единственный, кого нужно винить в росте цен на энергоносители – это президент России Владимир Путин. Дело в том, что мировое предложение нефти не снизилось бы без введения под руководством США санкций против России. Налог на нефтяной экспорт позволил бы администрации сохранить санкции, не прося при этом американские домохозяйства жертвовать своим уровнем жизни.

Второе ограничение связано с Конституцией США, которая гласит, что «никакими налогами и пошлинами не должны облагаться товары, экспортируемые из любых штатов». Однако в случае, когда экспортный налог является социально желательным, существует ли способ предложить нечто, что юристы не будут называть экспортным налогом, но что будет функционально аналогичным такому налогу?

В течение 40 лет – с 1975 по 2015 годы – экспорт нефти из США был вообще запрещён. Это, судя по всему, считалось конституционным, хотя запрет экспорта аналогичен введению экспортного налога с бесконечной ставкой. Впрочем, простое возобновление запрета на экспорт может привести к падению прибылей нефтяных компаний США ниже довоенных уровней. А эти компании, с их сильным лоббистским потенциалом, несомненно, потребуют возмещения ущерба от такого запрета.

Более многообещающей альтернативой стало бы решение, состоящее из двух частей: запрет нефтяным компаниям и нефтеперерабатывающим заводам США экспортировать любую имеющуюся у них продукцию, но разрешение экспортировать определённую долю дополнительных объёмов продукции, превышающих довоенный уровень производства. Увеличение объёмов продукции может быть достигнуто за счёт увеличения добычи. Ранее администрация США жаловалась, что американские нефтяные компании не используют примерно девять тысяч выданных лицензий на бурение, поэтому она может скорректировать их условия дополнительным положением – «либо используй лицензию, либо теряешь её».

Кроме того, поскольку США продолжают импортировать некоторые нефтепродукты, эта мера действительно увеличит предложение на внутреннем рынке, а значит, поможет снизить внутренние цены на энергоносители (в том числе цены на бензоколонках) до довоенного уровня. Важно, что прибыли нефтяных компаний при этом останутся выше довоенных уровней.

Такая мера из двух частей выглядит предпочтительней временного налога на сверхдоходы в британском стиле, который снижает прибыль от каждого дополнительно добытого барреля нефти, а значит, лишает нефтяные компании стимулов инвестировать и добывать. Напротив, благодаря описанному выше подходу из двух частей, дополнительный выигрыш от каждого дополнительно добытого барреля будет определяться мировой ценой на нефть и будет расти вместе с ней один в один.

Наконец, правила ВТО не одобряют введение государствами запретов на экспорт. США могли бы подумать об одновременной отмене пошлин на китайский импорт (их ввёл бывший президент Дональд Трамп, они были признаны незаконными органом ВТО по урегулированию споров в 2020 году и повысили стоимость жизни для домохозяйств США) и введении нового нефтяного правила из двух частей. В результате не произойдёт чистого увеличения количества нарушений Америкой правил ВТО. А на фоне предыдущего длительного запрета на экспорт нефти новое решение не станет прецедентом в американской торговой политике.

Для остальных стран мира эта схема означает рост цен на энергоносители. Но Америка может и должна более активно помогать увеличению глобальных поставок нефти, используя свой мощный рычаг влияния на крупнейших производителей нефти на Ближнем Востоке и в других регионах.

Если суммировать, выгоды, которые США получают от санкций против России, не должны доставаться лишь нескольким нефтяным компаниям и их акционерам. Правило из двух частей, разрешающее экспортировать лишь дополнительные объёмы продукции, а также использование дополнительных объёмов нефти из Стратегического нефтяного резерва могли бы превратить американские домохозяйства из проигравших в победителей.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить