Сложные продукты

7363

На мой взгляд, на широком рынке финансовых услуг будут отчетливо прослеживаться два ключевых тренда: на развитых рынках преимущественно «обязательных» услуг будет продолжать стремительно нарастать автоматизация процессов, которая позволит клиентам получать данные услуги максимально выгодно, просто и быстро.

Уже сегодня в республике вполне очевиден тренд на цифровизацию в розничном страховании: все ждут новый закон об электронном полисе, индустрия жаждет строить каналы продаж и урегулирования убытков, максимально сокращая вовлеченность очень дорогой и рискованной агентской сети продаж, и уверен, что здесь тенденция будет схожей с банковской: покупка полиса станет возможной не только на сайте и по телефону, но и с использованием физических терминалов и киосков самообслуживания. По аналогии с банками рынок в итоге от битвы за размер агентского вознаграждения перейдет к битве за интерфейс и уровень сервиса для клиента. Мы уже имеем достаточно данных и ресурсов, чтобы дотянуться до конечного потребителя и направлять свои маркетинговые бюджеты уже в его пользу, зарабатывая репутацию самого простого, быстрого и комфортного сервиса, а не самого громкого и щедрого к посредникам.

Новые банки будут все больше и больше цифровыми: базовая инфраструктура создана, уже не нужно открывать больше отделений и закупать больше банкоматов – выгоднее платить комиссию ее владельцу. Причем гарантией справедливости этого договора будет являться и достаточно высокий уровень конкуренции на рынке, и определенная избыточность построенной инфраструктуры, и правила тех же международных платежных систем для банков: Visa и MC на глобальном уровне регулируют межбанковские комиссии при снятии наличных в «чужих» банкоматах по всему миру и держат их на весьма комфортном уровне, когда никто не может пользоваться своим доминирующим положением на рынке, но общая маржа достаточна для поддержания прибыльности при обслуживании клиентов конкурентов.

При этом в сложных финансовых продуктах, таких как добровольное страхование имущества, страхование жизни, здоровья, и почти во всех видах инвестиционных продуктов еще очень долго весьма существенную роль будет продолжать играть классический офлайн: работа с персональным консультантом, который выступит и в роли ментора, позволит лучше разобраться в механике продуктов, сможет правильно персонализировать услугу и сориентирует, какого развития событий стоит или не стоит ожидать. Перепрыгивать через ступеньку и пытаться кормить «финтеком» неготовую аудиторию, не обладающую ни опытом, ни доверием, – ошибка, которую, на мой взгляд, во многом совершила российская индустрия брокерских услуг. В какой-то момент, мне кажется, почти все брокеры занимались исключительно продажей интернет-трейдинга, а Московская биржа была в ряде вещей технологичнее NYSE. На фондовом рынке широкий спрос на интернет-трейдинг предъявляют, как правило, только активные и относительно опытные инвесторы, и глупо, строя бизнес, ориентироваться только на эту аудиторию. В США и по сей день 70–80% инвесторов не занимаются «интернет-трейдингом» и большая часть клиентов все еще торгует по старинке и предпочитает пусть и не слишком частое, но личное общение с консультантом, которому они доверяют.

Финтек – это здорово и эффективно, когда продукт стандартизирован и всем известен. Но на текущем этапе в страховании жизни и инвестициях мы должны растить не только армии программистов и айтишников, но и армии живых «олдскульных» финансовых консультантов и наверстывать то, что западное общество осваивало в финансовых продуктах всю вторую половину ХХ века. Вполне вероятно, что охлаждение экономики, сокращение количества горячих денег и инфляции сейчас впервые может создать почти идеальную почву для развития этой индустрии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить