В чем скрытые риски инфляции

4025

Поскольку мировая экономика начинает выходить из кризиса Covid-19, управлять инфляционными рисками в развивающихся странах будет намного сложнее, чем в государствах с развитой экономикой

ФОТО: pixabay.com

Это объясняется природой потрясений, вызывающих инфляцию, и неспособностью стран с низкими доходами решительно реагировать на них. Таким образом, сочетание конкретных потрясений и факторов уязвимости может серьезно угрожать экономической стабильности и процветанию этих стран.

Во-первых, развивающиеся страны гораздо более подвержены разрушительным для экологии последствиям изменения климата, грозящим стать более частыми и серьезными. По сути, экстремальные погодные явления действуют как дополнительный негативный фактор, вызывая снижение производства и рост цен – наиболее сложные условия для лиц, определяющих денежно-кредитную политику. Несколько стран, включая Нигерию и Шри-Ланку, уже столкнулись с резким ростом цен на продовольствие, а засуха на Мадагаскаре и последовавший за ней голод – еще одно яркое напоминание об уязвимости развивающихся стран Африки.

Страны со слабой экономикой также более подвержены финансовым потрясениям. Рано или поздно денежно-кредитная политика в сильных державах нормализуется, а бедные и те, что пока формируют рыночную экономику, испытают, если судить по прошлому опыту, массовый отток капитала. Особенно это может быть заметно в бедных странах, если параллельно происходит сокращение помощи на цели развития. Такие внезапные остановки приводят к дилеммам их собственной политики и не в последнюю очередь к понижающему давлению на обменные курсы. Директивные органы могут либо позволить своим валютам обесцениться, что приведет к инфляции, либо поднять процентные ставки, что отрицательно скажется на экономическом росте и устойчивости долга.

Оба типа инфляционного шока станут серьезным испытанием для разработчиков денежно-кредитной политики в небогатых странах. Многим не хватает опыта и репутации, необходимых для обеспечения доверия и стабилизации инфляционных ожиданий. Таким образом, могут сформироваться несколько узлов отрицательной обратной связи. Для стран с высоким уровнем долга, выраженного в иностранной валюте, снижение обменного курса может привести к фатальным валютным диспропорциям и спровоцировать долговой кризис и всплеск инфляции. А развитие инфляционных ожиданий может иметь дальнейшие последствия для и без того хрупких финансовых систем развивающихся стран.

Кроме того, инфляция имеет тенденцию сохраняться долгое время после девальвации обменного курса. Политика переориентации расходов, направленная на замену растущего в цене импорта более дешевыми товарами отечественного производства (импортозамещения), часто приводит лишь к посредственному росту и устойчиво высокой инфляции. Она подрывает покупательную способность домохозяйств, провоцируя рост нищеты и социальной нестабильности.

Часть ответных мер на эти инфляционные риски находится в руках самих развивающихся стран. Надежная основа налогово-бюджетной политики будет иметь большое значение для стабилизации ожиданий и устранения риска доминирующей роли бюджета. Хотя консолидация в налогово-бюджетной сфере в разгар пандемии явно неуместна, более строгий контроль над коррупцией и сокращение утечек помогут обеспечить положение, когда государственные средства доходят до нужных бенефициаров, а действие этих средств максимально усилено.

Коррупция обходится развивающимся странам примерно в 1,3 триллиона долларов США в год, что составляет ⅓ ВВП стран Африки южнее Сахары. Кризис, вызванный Covid-19, должен побудить правительства развивающихся стран принять меры по борьбе с нецелевым использованием государственных средств. Это создаст фискальное пространство для смягчения воздействия инфляции на беднейшие домохозяйства, а также основу для восстановления и устойчивого экономического роста.

Но и международное сообщество также может помочь преодолеть инфляционные ловушки странам с низкими доходами. Поскольку макроэкономическая стабильность последних во многом зависит от внешнего финансирования, мировому сообществу необходимо срочно пополнить их международные резервы, чтобы снизить риски обесценивания валют. Хотя инфляционное давление в целом пока остается под контролем, угроза инфляции в этих странах может воплотиться нелинейным образом. Например, продолжающееся истощение международных резервов страны может вызвать внезапное обесценивание ее валюты с последующей нарастающей инфляцией, особенно если властям не хватает доверия народа, которое могло бы подкрепить экономические ожидания.

Ускорение инфляции наряду с ухудшением перспектив роста и занятости вызовет в развивающихся странах волны социально-политической нестабильности, как недавно происходило в Тунисе, ЮАР, Нигерии и Сенегале. Побочные эффекты таких потрясений крайне нежелательны для мировой экономики, которая восстанавливается после пандемии.

К счастью, недавнее выделение Международным валютным фондом специальных прав заимствования (СПЗ) на 650 миллиардов долларов представляет собой идеальную возможность оказания помощи развивающимся странам. Хотя СПЗ все чаще (и справедливо) рассматриваются как инструмент развития, они по сути являются резервным активом, который может иметь важные преимущества в борьбе с инфляцией. Обеспечение поступления большего количества новых СПЗ из стран с развитой экономикой в развивающиеся укрепит международные резервы менее обеспеченных государств и таким образом поможет защитить миллиарды людей от риска инфляции. Это в свою очередь позволит национальным властям и частному сектору принять решительные меры по возобновлению роста экономики и снижению уровня бедности.

Большая часть развивающихся стран все еще страдает от пандемии. Но даже до того, как коронавирус будет побежден, разработчикам денежно-кредитной политики, возможно, придется противостоять потенциально серьезным инфляционным угрозам. Им следует начать готовиться уже сейчас.

Рабах Арезки, бывший ведущий экономист отделения Всемирного банка по Ближнему Востоку и Африке, ведущий экономист и вице-президент по экономическому управлению и управлению системой знаний Африканского банка развития

Жан-Пьер Ландо, адъюнкт-профессор экономики в Институте политических исследований (Sciences Po)

© Project Syndicate 1995–2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить