Бывший CEO Google: Китайские технологии используются для контроля над обществом

6744

НЬЮ-ЙОРК – Мир лишь только начинает осознавать, насколько глубокой будет революция искусственного интеллекта

ФОТО: © pixabay.com

ИИ-технологии будут поднимать волны прогресса в строительстве важнейшей инфраструктуры, коммерции, транспорте, здравоохранении, образовании, на финансовых рынках, в производстве продовольствия и в сфере экологической устойчивости. Успешное внедрение ИИ будет толкать вперёд экономику, менять общества, определять, какие именно страны устанавливают правила на ближайшее столетие.

Эти перспективы ИИ сочетаются со стратегической уязвимостью. Как заявил президент США Джо Байден, Америка вступила в «долгосрочную стратегическую конкуренцию с Китаем». Он прав. Однако уязвимость возникла не только у США, но и у всего демократического мира, потому что ИИ-революция лежит в основе нынешнего соревнования ценностей между демократией и авторитаризмом. Мы должны доказать, что демократии способны добиться успеха в эпоху технологической революции.

Сегодня Китай является равным по силе технологическим соперником. Он организован и обладает ресурсами, он решительно настроен выиграть в технологической гонке и изменить мировой порядок так, чтобы тот обслуживал его собственные узкие интересы. Искусственный интеллект и другие новые технологии имеют центральное значение для планов Китая расширить своё глобальное влияние, превзойти по экономической и военной силе США, зафиксировать внутреннюю стабильность. Китай занят реализацией централизованно управляемого, систематического плана по извлечению знаний об искусственном интеллекте из-за рубежа путём шпионажа, приглашения талантливых кадров, трансфера технологий, инвестиций.

Использование ИИ Китаем внутри страны вызывает глубокую озабоченность у тех обществ, которые высоко ценят индивидуальную свободу и права человека. Технологии применения ИИ в качестве инструмента репрессий, слежки и контроля над обществом превратились для Китая в предмет экспорта. Китай финансирует крупные проекты строительства цифровой инфраструктуры по всему миру, одновременно стараясь устанавливать глобальные стандарты, соответствующие его авторитарным ценностям. Китайские технологии используются для контроля над обществом и подавления несогласных.

Следует прояснить, что стратегическое соперничество с Китаем не означает, что мы не должны работать с Китаем в тех случаях, когда это имеет смысл. США и демократический мир должны продолжать взаимодействие с Китаем в таких сферах, как здравоохранение и изменение климата. Прекращение торговли и совместной работы с Китаем не выглядит реалистичным путём движения вперёд.

Быстрый подъём экономики Китая и его акцент на контроле над обществом сделал техно-авторитарную модель этой страны привлекательной для авторитарных правительств, и она выглядит соблазнительной для государств с хрупкой демократией и развивающихся стран. Нужно проделать много работы для того, чтобы США и демократический мир смогли связать экономически рентабельную технологию с дипломатией, финансовой помощью зарубежным странам и сотрудничеством в сфере безопасности для конкуренции с цифровым авторитаризмом, который экспортирует Китай.

США и другие демократические страны решили не отставать в этой игре, занявшись подготовкой к глобальному технологическом соперничеству. 13 июля 2021 года Национальная комиссия по вопросам безопасности и искусственного интеллекта (NSCAI) провела «Глобальный саммит новых технологий», который продемонстрировал важное сравнительное преимущество, сохраняющееся у США и наших партнёров во всём мире: широкая сеть альянсов демократических стран, которая опирается на общие ценности, уважение к верховенству закона, признание фундаментальных прав человека.

Глобальное технологическое соперничество в конечном итоге является соперничеством ценностей. Вместе с союзниками и партнёрами мы можем укрепить уже существующие рамочные механизмы и освоить новые, что позволит формировать платформы, стандарты и нормы завтрашнего дня и гарантировать их соответствие нашим принципам. Продление нашего глобального лидерства в сфере технологических исследований и разработок, управления, а также платформ поставит демократические страны мира в наилучшее положение, позволив им воспользоваться новыми возможностями и защититься от рисков. Лишь сохраняя лидерство в разработках, связанных с искусственным интеллектом, мы сможем устанавливать стандарты для разработки и применения этой критически важной технологии с надлежащей ответственностью.

Финальный доклад NSCAI предлагает демократическому международному сообществу дорожную карту, помогающую выиграть в этом соперничестве.

Во-первых, демократический мир обязан использовать существующие международные структуры, в том числе НАТО, ОЭСР, «Большую семёрку» и Евросоюз, для углубления работы, направленной на решение всех проблем, которые связаны с ИИ и новыми технологиями. И в этом смысле весьма обнадёживает нынешнее председательство Великобритании в «Большой семёрке», с его серьёзной технологической повесткой и усилиями по расширению сотрудничества в целом ряде цифровых инициатив. Решение «Большой семёрки» привлечь Австралию, Индию, Южную Корею и ЮАР демонстрирует важнейшее понимание, что мы обязаны приглашать к этой работе демократические страны со всего мира.

Столь же многообещающим механизмом согласования позиций крупнейших торговых партнёров в мире, обладающих к тому же крупнейшей экономикой, является недавно созданный Торговый и технологический совет США - ЕС (который во многих аспектах согласуется с призывом NSCAI учредить «Стратегический диалог США - ЕС по новым технологиям»).

Во-вторых, нам нужные новые структуры, подобные «Квад» (США, Индия, Япония и Австралия), для расширения диалога об ИИ, новых технологиях и их последствиях, а также для улучшения сотрудничества в разработке стандартов, строительстве технологической инфраструктуры, в биотехнологиях и производственных цепочках. «Квад» может послужить фундаментом для более широкого сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе с участием правительств и участников экономической деятельности.

В-третьих, нам нужно формировать дополнительные альянсы с нашими союзниками и партнёрами, в центре которых будут ИИ-технологии и будущие технологические платформы. NSCAI призывает создать коалицию развитых демократических стран для синхронизации политики и действий, связанных с ИИ и новыми технологиями, на семи важнейших направлениях:

– разработка и ввод в действие стандартов и норм, которые будут поддерживать демократические ценности и разработку надёжных, безопасных, пользующихся доверием технологий;

– содействие и помощь скоординированным, совместным исследованиям и разработкам в сфере ИИ и цифровой инфраструктуры, которые будут продвигать вперёд общие интересы и приносить пользу человечеству;

– продвижение демократии, прав человек и верховенства закона с помощью совместного противодействия цензуре, злонамеренным информационным операциям, торговле людьми, антилиберальному использованию технологий слежения;

– изучение способов упрощения обмена данными между союзниками и партнёрами с помощью разрешительных соглашений, процедур архивирования общих данных, совместных инвестиций в технологии, усиливающие защиту личных данных, а также путём устранения правовых и регуляторных барьеров;

– продвижение и защита инновационной деятельности, в частности, с помощью экспортного контроля, контроля за инвестициями, усиления надёжности производственных цепочек, инвестиций в новые технологии, торговой политики, исследовательской и киберзащиты, а также акцентирования внимания на интеллектуальной собственности;

– формирование талантливых кадров, работающих с ИИ, путём анализа проблем на рынке труда, гармонизации требований и процесса сертификации профессиональных навыков, активизации обмена талантливыми кадрами, совместным тренингам, программам развития рабочей силы;

– запуск «Международной цифровой демократической инициативы» для координации международной помощи, направленной на развитие, продвижение и финансирование внедрения искусственного интеллекта и связанных технологий, которые соответствуют демократическим ценностями и этическим нормам открытости, конфиденциальности, безопасности и надёжности.

Эту работу можно будет продолжать, лишь действуя совместно. Партнёрства – между правительствами, с частным сектором, с учёными – это ключевое асимметричное преимущество США и демократического мира перед нашими конкурентами. Как показали последние события в Афганистане, в союзных операциях потенциал Америки остаётся незаменимым, но США нужно активней объединять союзников вокруг общего дела. Нынешняя эпоха стратегического соперничества обещает преобразить наш мир, и мы можем либо формировать эти изменения, либо оказаться сметёнными ими.

Мы знаем, что использование ИИ во всех аспектах нашей жизни будет нарастать по мере продолжающегося ускорения темпов инноваций. И мы знаем, что наши противники решительно настроены обратить потенциал ИИ против нас. Сегодня мы обязаны начать действовать.

Принципы, которые мы устанавливаем; инвестиции, которые мы осуществляем; технологические решения в сфере национальной безопасности, которые мы используем; организации, которые мы перестраиваем; партнёрства, которые мы создаём; коалиции, которые мы выстраиваем; талантливые кадры, которые мы выращиваем, – всё это задаст стратегический курс для Америки и демократического мира. Чего бы это ни стоило, демократические страны обязаны вкладываться в удержание лидерства в глобальной технологической гонке; использовать ИИ-технологии ответственным образом, защищая свободных людей и свободные общества; продвигать вперёд рубежи науки на пользу всему человечеству.

Искусственный интеллект изменит ход человеческой истории и реорганизует мир. Демократические страны обязаны лидировать в этом процессе.

Эрик Шмидт, бывший гендиректор и председатель Google/Alphabet, сейчас председатель Национальной комиссии по вопросам безопасности и искусственного интеллекта (NSCAI).

© Project Syndicate 1995-2021 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить