Коррупция в бизнесе: хищение бюджетных средств

12009

История знает разные исходы коррупционных расследований. Реально раскрытые хищения с адекватным реагированием – это положительная тенденция для развития экономики любой страны

Время от времени в публичных новостях на территории постсоветского пространства появляются сообщения о том, что высшим чинам государственной власти поручено проверить эффективность использования выделяемых бюджетных средств. В подобных случаях существует три варианта развития событий. Первый – не происходит ничего, второй – проводится объективное расследование, третий – наблюдаются неоднозначные следственные действия, не всегда имеющие предсказуемый исход. Первый вариант не нуждается в объяснениях. Рассмотрим два оставшихся.

Когда речь идет о финансах, предметом проверки становятся первичные документы, бухгалтерия. На практике в офис прибывают сотрудники силовых ведомств, производят выемку документов, забирают компьютеры, электронные устройства. Далее анализируются контракты за рассматриваемый период, создается перевернутая пирамида расходов компании от больших к малым. Изучается происхождение крупнейших контрактов – как проводились тендеры, закупки, соответствовали ли они требованиям, с кем и на каких условиях заключены контракты, оказывались ли услуги, приобретались ли товары по рыночным ценам, на каких условиях были предоставлены скидки или льготные условия, как происходило выбытие имущества.
Предметом дальнейшего анализа становятся дополнительные обстоятельства. Изучаются данные электронной почты, реестры звонков, сообщений, возможно, гео­локация, переписка. Это помогает ответить на вопрос, было ли то или иное действие преднамеренным. От такого глубокого анализа может сильно зависеть вывод, ведь халатность при исполнении служебных обязанностей и хищения, безусловно, разные явления. Примечательно, что в последнее время, согласно нашим наблюдениям, менеджмент в меньшей степени использует электронные коммуникации, предпочитая им личные встречи. Когда доказано хищение, устанавливается размер ущерба.

Затем следует процедура взыскания, которая может затянуться, если необходимо проводить поиск активов. Механизм стандартный – изучаются получатели денежных средств или имущества, их аффилированность с тем, в отношении кого проводится следствие. Выявляются принадлежащие им компании и имущество, которое, как правило, находится в разных странах. Восстановление этой цепочки занимает много времени, поскольку нужны запросы в иностранные юрисдикции и обработка больших массивов данных.
История знает разные исходы таких расследований. Можно привести в пример случай, когда закупка услуг по разработке стратегии у крупных международных консалтинговых компаний была сочтена растратой. Конечно, разработка стратегии малоизвестной компанией стоит в десятки раз меньше, но однозначно сравнивать эти услуги некорректно. Был случай, когда растратой сочли использование реальной дилерской сети, работающей на процент от продаж. Стоит ли в ситуациях, подобных описанным, ссылаться на качество проводимых следственных действий или что-то другое – тема, достойная отдельной публикации.
Нет сомнений, что реально раскрытые хищения с адекватным реагированием – это положительная тенденция для развития экономики любой страны. Реализация крупных капитальных проектов, создание новых рабочих мест, приток иностранных инвестиций и создание добавочного ВВП сильно привязаны к целевому расходованию выделяемых на эти цели денежных средств.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить