Прокисшие сливки общества

38597

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: "Конфликты с применением силы между работниками авиакомпаний и гражданами, в том числе на борту лайнеров, говорят о системном духовном кризисе в обществе"

Фото: Андрей Лунин
Досым Сатпаев.

Куда катится этот мир?

За последнее время произошло три резонансных инцидента с участием людей, занимающих либо занимавших не последние должности, которые вступили в конфликт с сотрудниками двух казахстанских авиакомпаний. Первым стал скандал с главным редактором журнала «Жұлдыздар отбасы» Жарылкапом Калыбаем, которого из-за ссоры с бортпроводниками на борту самолета задержали на 3 суток и поместили в ИВС.

Еще дальше пошел бывший аким Макатского района Атырауской области Мейрамбек Билгали: он от слов перешел к делу и во время перепалки со стюардессой пнул ее ногой. Второй случай – куда более вопиющий, чем первый: экс-аким все делал осознанно и на трезвую голову. При этом два события объединяет то, что сыр-бор в поднебесье начался вокруг языкового вопроса.

Что касается инцидента с участием независимого члена совета директоров АО «КазИнвестБанк» Дархана Ботабаева, теперь уже бывшего (он подал в отставку), то мотивы его агрессивного поведения с рукоприкладством по отношению к сотруднице «Эйр Астана» в офисе авиакомпании вообще не ясны.  

Объективности ради скажем, что неуважение к пассажирам и даже хамство имеет место быть и со стороны обслуживающего персонала многих авиакомпаний, причем не только местных. А постоянные задержки рейсов казахстанских авиакомпаний, на мой взгляд, - такое же неуважение к людям, как и оскорбления в адрес бортпроводников. Что касается знания госязыка стюардессами и стюардами, которые контактируют с пассажирами, то это не прихоть, а необходимый элемент качественного сервиса в стране, где количество казахоязычных граждан растет. Это естественный демографический процесс, который определяет новые правила игры.

Но, тем не менее, мало что может оправдать грубость, а уж тем паче физическое насилие мужчин по отношению к слабому полу. Еще более тревожит то, что распускают руки (и ноги) не маргинальные юнцы, а люди в возрасте, обладающие высоким социальным статусом. Какой пример подается молодому поколению, которое без того выпало из воспитательной системы и предоставлено самому себе? Куда катится этот мир, если в наше время геройством считается ударить женщину? Ведь дело не в мотиве, а в общей культуре поведения, чья планка в нашем обществе снижается катастрофически. Хотя чему удивляться?

Из грязи - в князи

Казахстанское общество за последние 20 с лишним лет прошло, во-первых, через серьезный кризис социальной и политической идентификации, который наступил сразу после развала СССР.  А во-вторых, через не менее сложный процесс формирования новых социально-экономических и политических институтов при сохранении низкого уровня политической, правовой и общечеловеческой культуры. Конечно, наши супермаркеты, в отличие от советских продмагов, заполнены продуктами, но духовный и культурный голод сохраняется.

На моей памяти принималось немало всякого рода экономических и политических программ развития Казахстана. Некоторые из них были явной халтурой. Другие написаны достаточно профессионально. Но в этой веренице концепций, стратегий, программ, доктрин и т.д. никогда нельзя было увидеть конкретного человека.  Наших чиновников макроэкономика интересовала больше, чем микромир рядового казахстанца. Политические лозунги были более популярны, чем качественные учебники.  Амбициозные государственные PR-проекты затевались, чтобы пустить пыль в глаза остальному миру, и ставились на голову выше, чем авторитет власти внутри страны. Торговых центров всегда строилось намного больше, чем новых библиотек, театров и музеев, особенно в регионах.

Как говорил Фромм, разум сейчас не нужен, так как он порождает неприятные вопросы - «зачем?» и «почему?». Сейчас бал правит рассудок с его «почём?». Поэтому уже никого не возмущает, например, сообщение о том, что прокуратура выявила факт закупа токсичного белья для детей-инвалидов в Алматы, или отказы врачей оказывать медпомощь людям, не подпадающих под категорию платежеспособных пациентов.

Когда люди перестают уважать закон и не боятся голоса совести, то этому обществу пора заказывать венки. Быть добрым и вежливым сейчас опасно. Это - показатель слабости. Быть слишком умным - не круто: это показатель занудства. Мозги не в цене. Дороже стоят диплом и родственные связи. Помню, как один казахстанский писатель с печалью сказал, что не видит в нынешних произведениях героев нашего времени. Но если нет героев - тогда ищут антигероев. А с ними дефицита всё меньше. Из них можно даже целую галерею устроить. И на доске почета повесить портрет чиновника-коррупционера в золотой рамке. Напротив соорудить гигантский памятник «казахстанским понтам», который обязательно должен быть заказан у Церетели. А на потолке поместить фреску «Небожители в окружении нефтяных вышек». Рядом будет стоять памятник нашей «интеллигенции», которая, как флюгер, направлена туда, куда дует ветер власти и денег. В результате вместо понятия «культура» мы имеем «культур-мультур».

Традиционно к группам риска относились в основном представители маргинальных, малоимущих слоев. Но, как показывают последние события, духовный кризис поселился и среди богатых, многие из которых первоначальное накопление капитала нередко осуществляли через криминальные и коррупционные схемы. Выражение из «грязи в князи» говорит не только о стремительном обогащении отдельных граждан за короткое время, но также о несоответствии финансового благосостояния уровню культуры и системе ценностей этих людей. То есть многие нувориши - по сути, маргиналы. Таким образом, два порочных круга - бедности и легких денег - это два сапога пара.

Нужна культурная и интеллектуальная революция

Удивительно, но неглупые люди во власти не могут понять простую вещь: не только бытие определяет сознание, но и сознание формирует образ жизни! Невозможно в Казахстане построить инновационную экономику с людьми, многие из которых вполне искренне верят в то, что в науку идут одни только «лохи». Бессмысленно разглагольствовать о «человеческом капитале», если в стране уже не осталось тех, кто готов учить и учиться «разумному, доброму, вечному». Глупо говорить о повышении конкурентоспособности страны, где в общественном сознании - культурный кризис.

Выход один. Это культурная и интеллектуальная революция. Во всех сферах - от  науки до искусства. До тех, пор пока эти сегменты духовной жизни будут продолжать играть роль «лакеев» у барского стола, мы постоянно будем тонуть в бесплодных дискуссиях о причинах интеллектуальной и нравственной импотенции людей, которые с упорством, достойным другого применения, причисляют себя к «сливкам» казахстанского общества. Которые на самом деле давно прокисли.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить