Преимущества «деловой инициативы снизу»

5308

КУАЛА-ЛУМПУР– Бангладеш исполняется 50 лет в этом году, и стране есть что праздновать

Национальный парламент Бангладеш
ФОТО: pixabay.com
Национальный парламент Бангладеш

Ее прогресс человеческого развития оказался исключительным в сравнении с южноазиатскими соседями. Постоянный рост экономики снизил число крайне бедного населения — во многом за счет раннего внедрения мобильных телефонов среди широких масс народа, позволившего провести модернизацию деревенских экономических структур, которые не имели связи с внешним миром. Более того, Бангладеш стала более устойчивой к стихийным бедствиям, таким как циклоны и наводнения; способность государства справляться с кризисами также улучшилась.

Благоприятный цикл развития Бангладеш с помощью технологий идет из десятилетий устойчивого сотрудничества государства и неправительственных организаций (НПО) в сочетании с упором на инициативы народа по расширению прав и возможностей женщин-предпринимателей. Эта модель также дала стране неожиданное преимущество в управлении экономическими последствиями пандемии COVID-19.

Хотя многие развивающиеся страны быстро внедрили новые программы денежных переводов в ответ на пандемию, не все эти схемы оказались одинаково эффективными для бедных. И Пакистан, и Индия положились на традиционную банковскую систему выплаты денежных пособий, а Китай предпочел оцифровать услуги банковских переводов. Тем не менее, оба метода исключили участие значительных слоев населения.

Поэтому Бангладеш выбрала другой путь — использовать мобильные деньги для преодоления двойной проблемы доступа к цифровым технологиям и официальным банковским структурам. Правительство недавно прекратило длительную практику перевода денег в рамках программ социальной защиты на банковские счета получателей помощи. Вместо этого поставщики мобильных финансовых услуг сегодня покрывают 98% абонентов мобильной связи в стране. Почти 80% пользователей живут на расстоянии менее одного километра от поставщика услуг мобильного банкинга, находящегося в местном бакалейном магазине, и пунктах зарядки сотовых телефонов. Поставщик управляет операциями по электронному переводу средств и обналичиванием денег с мобильных аккаунтов, оказывает помощь в регистрации аккаунта. Положение о системе мобильного банкинга также позволяет осуществлять денежные переводы владельцам сотовых телефонов, у которых нет мобильных счетов, то есть даже не имеющие доступа в интернет лица могут совершать определенные финансовые действия.

В будущем мобильный банкинг может полностью изменить доступ к системе социального обслуживания населения Южной Азии, где у 625 млн взрослых нет счета в банке. Бангладеш, с ее высокой плотностью телефонных сетей на 1000 населения и (по региональным стандартам) сравнительно небольшим гендерным разрывом во владении мобильными телефонами, только выиграет. Но использование в других странах технологий мобильных платежей для выплаты средств на COVID-19 ограничено из-за более низкого охвата и отсутствия поставщиков услуг мобильного банкинга.

К примеру, Пакистан отстает от Бангладеш по количеству абонентов мобильной сотовой связи на сто жителей. По данным Всемирного банка, только у 50% пакистанских женщин есть сотовый телефон, а в Бангладеш — 61%. Кроме того, только у 7% населения Пакистана есть счета мобильных денег — в Бангладеш этот показатель равен 21%.

Такое неравномерное распространение мобильных телекоммуникационных технологий в Южной Азии во многом стало результатом усилий Икбала Кадира из Гарвардского университета, убежденного сторонника «деловой инициативы снизу».

Динамично развивающийся телекоммуникационный сектор Бангладеш является продуктом всеобъемлющей стратегии развития. Конец военной диктатуры Бангладеш в 1990-х годах открыл путь ряду социальных инноваций под руководством НПО и рыночных решений по созданию рабочих мест и предоставлению важнейших государственных услуг. Новоизбранное в те времена правительство шейха Хасины положило конец государственной монополии в телекоммуникационном секторе и выдало лицензии Grameenphone и еще двум компаниям.

Но ключом к инклюзивному развитию было одновременное продвижение телепредпринимательства, ориентированного на сельских женщин. Большое количество поставщиков мобильного банкинга в стране и быстрый рост числа абонентов сотовой связи представляют собой неортодоксальную модель операторов сотовой связи первого поколения, ориентированную на женщин-предпринимателей из простого народа.

Важно отметить, что Кадир, в то время подающий надежды предприниматель в сфере технологий, убедил Grameen Bank выйти на рынок сельской связи. Вместе они создали Grameenphone в 1997 году, чтобы помочь тысячам женщин в деревнях подписаться на услуги мобильной связи в удаленных местах, далеко за пределами досягаемости государственной телефонной сети.

Благодаря дополнительной микрокредитной поддержке со стороны Grameen Bank и Комитета развития сельских районов Бангладеш миллионы женщин открывают малый бизнес, а телекоммуникационные технологии связывают ранее изолированные сельские районы с городами и рынками. Программа телефонизации деревень Grameenphone не только связала между собой миллионы людей в тысячах деревень Бангладеш и дала деревенским женщинам новые возможности, она также заложила основу для последующего появления многих поставщиков коммерческих услуг, в том числе возглавляемых банками компаний, занимающихся мобильными деньгами, таких как bKash.

В Пакистане, напротив, в значительной степени отсутствует социальное предпринимательство на уровне города или деревни в секторах телекоммуникаций и мобильных денег, а также новаторские программы НПО, поощряющие женщин-предпринимателей. Разные уровни поддержки деловой инициативы «низов» частично объясняют расходящиеся пути развития женщин после обретения Бангладеш независимости от Пакистана в 1971 году. По данным Всемирного банка, не менее чем у 10% женщин Бангладеш есть счет мобильных денег, а в Пакистане — только у 1%. Свой счет в банке есть у 36% женщин в Бангладеш — среди пакистанок этот показатель лишь 7%.

Раннее появление среди простого народа предпринимателей в сфере техники в Бангладеш помогло распространить телекоммуникационные технологии в сельских населенных пунктах с низким уровнем грамотности. Возможно, это объясняет резкий рост числа пользователей мобильной связи в Бангладеш за последние 20 лет (с 0,2 до 101,6 на сто жителей) и то, почему страна теперь обгоняет Пакистан в плане социально-экономического развития. Конечным результатом является рыночное решение долгосрочной задачи развития, в том числе способность государства оперативно действовать во время кризиса.

Если бы Бангладеш не применила долгосрочный подход к развитию технологий, ограничившись лишь цифровым и обычным финансированием предоставления государственных услуг, то новые технологии, такие как мобильный банкинг, оставили бы многих граждан не у дел во время пандемии. Другие страны, ищущие технологические решения по ускорению восстановления после пандемии, и не в последнюю очередь развивающиеся страны Азии и Африки с миллионами жителей без банковских счетов, должны инвестировать в общественную инфраструктуру. Бангладеш в свои 50 лет уже предлагает образец того, как это делать.

М. Ниаз Асадулла — профессор экономики развития Малайского университета в Куала-Лумпуре, руководитель кластера Юго-Восточной Азии Глобальной организации труда

Мишкатур Рахман — исследователь, работающий в Университете Малайя

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить