«Смерть Сталина»: чего испугались казахстанские кинопрокатчики

12681

Пока мы не расстанемся со своим прошлым, так и будем про себя знать одно, а на публике совершенно искренне верить в противоположное

В марте исполняется 65-я годовщина со дня кончины «вождя народов». Уж не знаю, чем руководствовался режиссер Армандо Ианнуччи, но практически к этой дате он снял комедию «Смерть Сталина», наделавшую немало шума на одной шестой части суши. Идеи фильма перекликаются с идеями пьесы Евгения Шварца «Дракон», написанной в годы войны. К его персонажам очень подходит характеристика, данная Драконом жителям города, которым тот правил: «Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет. А душу разорвешь – станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберёшь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души…»

Как известно, в России сначала выдали фильму прокатное удостоверение, а затем, чего-то испугавшись, решили его отозвать. В Казахстане же ни один из кинотеатров разрешения на прокат даже не попросил. Картину показали единственный раз в рамках Clique Film Festival в Алматы, в кинотеатре «Арман».

Чего же испугались отечественные прокатчики? Что мёртвый вождь покарает их из своей могилы у кремлевской стены? Или народного гнева против издевательства над отцом народов? Может, они оценивают наши души точно так же, как шварцевский Дракон? Или есть какие-то иные причины?

Известно, что 2 марта на даче в Кунцево со Сталиным случился инсульт. Говорят, если бы помощь оказали вовремя, он бы смог прожить ещё несколько лет. Но охрана, чувствуя, что происходит что-то неладное, боялась зайти к нему без зова. Так и промаялись до вечера, когда воспользовались предлогом – отдать свежую почту. Заглянули в комнату и нашли вождя лежащим на полу. Так страх, который Сталин внушал всем, вернулся к нему бумерангом.

В фильме соратники, не дожидаясь, пока его тело остынет, принялись делить власть, демонстрируя всю свою низость. От комедии, снятой по комиксам, трудно ждать точного воспроизведения исторических деталей. Но в главном, на мой взгляд, авторы фильма остались точны – уход из жизни вождя порождает борьбу не на жизнь, а на смерть.

Является ли кощунством излагать ту историю в виде фарса, насмехаясь над действующими лицами развернувшейся трагедии? В России как раз под этим предлогом отзывали прокатное удостоверение. Но министр культуры Мединский, как историк, должен помнить крылатое выражение Карла Маркса: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым».

То, что и в Казахстане с какой-то пугающей серьёзностью все ещё не могут расстаться со своим советским прошлым, наводит на грустные мысли и заставляет вновь вспомнить Шварца. Когда Ланцелот второй раз приходит в город, которым после гибели Дракона правит бургомистр, то обнаруживает, что ничего не поменялось. Он спрашивает у одного из горожан: «Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: «Слава тебе, победитель Дракона!» Но ведь вы знали, что Дракона убил не он». А горожанин ему: «Это верно – плакал. Но я не притворялся… Дома знал, а на параде… (разводит руками)».

Пока мы не расстанемся, смеясь, со своим прошлым, так и будем про себя знать одно, а на публике совершенно искренне верить в противоположное.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить