Понять, простить

7100

На постсоветском пространстве любят сравнивать национальные и иностранные компании.

В быту говорят «мы» и «они». Обсуждая «бардак и воровство» в местных организациях, часто противопоставляют им зарубежные, отмечая, что у «них» порядок, нет мошенничества и т. д.

Хочу поделиться некоторым опытом расследований финансовых преступлений и ответить на вопрос, мифом или реальностью является полный порядок с этим у иностранцев. Сразу подчеркну, что речь идет о компаниях, работающих на территории стран СНГ.

Начну с очевидного − коль скоро мы имеем опыт работы с иностранными фирмами, это уже означает, что они сталкиваются с мошенничеством. Проблемы все те же – хищения физических активов, манипуляции с тендерами, завышение объемов работ и пр. Ведь любой зарубежной компании приходится иметь дело с нашей действительностью, то есть персоналом, контрагентами, подрядчиками, клиентами.

Например, местные подрядчики могут занижать стоимость работ, чтобы выиграть тендер, но позднее выясняется, что для строительства объекта необходимо, к примеру, соорудить 20 км временных дорог. Таким образом, согласовывается немалый дополнительный объем работ. Впоследствии может еще оказаться, что временная дорога существовала изначально, а не была возведена в процессе реализации проекта. В итоге получается, что было бы гораздо выгоднее воспользоваться услугами другой компании, участвовавшей в тендере, нежели делать ставку на самого дешевого подрядчика.

Отношение к возможным злоупотреблениям и махинациям у «нас» и у «них» различается в силу особой ментальности наших сограждан. Даже те, кто ругает коррупционеров, нередко сами потенциально являются таковыми. «Левый» доход не вызывает осуждения и желания наказать, напротив, наличие дорогого имущества, купленного за счет подобных заработков, вызывает восторг у друзей и соседей.

Это, безусловно, экстраполируется на менталитет высшего менеджмента отечественных компаний. Приведу два контрастных примера. В первом случае я был на встрече с руководством крупной национальной компании, где обсуждались итоги расследования в отношении подрядчика по строительству. Представители топ-менеджмента очень просили не указывать информацию о недобросовестной практике подрядчика по завышению объемов строительства. Причем такого рода просьбы не обязательно свидетельствуют о коррумпированности руководства, могут иметь место и иные, «политические» причины. Во втором случае мы оказали услуги по расследованию для одной крупной иностранной компании. Услышав о мошенничестве подрядчика, менеджмент, состоявший из иностранцев, принял решение о подаче судебного иска против него, несмотря на заведомо малые шансы успешного исхода разбирательства.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что мошенничество существует как в местных, так и в иностранных компаниях, панацеи от него нет и не будет. Однако, как я не раз убеждался в своей практике, есть разница в контрольной среде, которую формируют компании по инициативе высшего руководства. Нередко топ-менеджмент местных компаний исходит из «философского» посыла, что такова наша реальность, лучше не будет, потерянные деньги уже не вернуть, поэтому есть смысл оставить все как есть, не поднимая шума. Иностранцы же, даже работающие в СНГ, считают, что мошенничеству не может быть оправданий и, если оно случается, ответные меры должны быть самыми жесткими и неотвратимыми.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить