Покрывая голову

13695

Религиозная одежда является предметом неутихающих споров. Будь то искренняя набожность или какой-то другой мотив, платки стали покрывать все больше голов, и в первую очередь их надела молодежь

Reuters/Vostock photo

Журнал ForbesLife побеседовал с девушками, которые уже несколько лет носят хиджаб

Сидя в алматинских кафе, все чаще и чаще слышишь раздраженные реплики посетителей о проходящих мимо девушках с покрытой головой. Всплывают одни и те же аргументы про то, что казашки никогда так не одевались, и происходит цепная реакция. Страсти начинают накаляться, и простой платок превращается в красную тряпку для свирепеющего быка. Раздраженные спорщики приходят к мнению, к которому хотели прий­ти изначально, а девушка спокойно продолжает идти по своим делам.

Одну из таких девушек зовут Асылай, она учится в Австралии и уже пятый год молится пять раз в день. Два года назад она надела платок, но вначале это тоже было немыслимым решением: «Раньше я думала, что это не для меня, тем более что стиль девушек в платках мне не очень нравился и я сама немного побаивалась некоторых из них». Уехав в Австралию, она познакомилась с девушками из других стран и увидела, что эти платки бывают разными, но главным образом на принятие решения повлияли австралийские законы. «Антидискриминационные акты и законы в Австралии придали мне уверенности в принятии решения. Тогда я и задумалась о том, чтобы надеть платок», – пояснила она.

Само общество враждебно относится к переменам, и логика здесь не предоставляет большой помощи. Все усугубляется после просмотра новостей о произошедших терактах, где в подробностях описываются исполнительницы, спрятавшие оружие и взрывчатку под тканью религиозной одежды. Обыватель начинает чувствовать угрозу от этих предметов гардероба на уровне рефлексов, и появляется раскол.

Тема платков для головы не уникальна для нашей страны. Среди коренных англичанок растет недовольство смешиванием понятия «женщина» с понятием «секс» в рекламе, на телевидении, в компьютерных играх и моде. Западные женщины могут и не быть религиозными, но они носят платок, потому что не желают угождать чужим прихотям и тем более не хотят, чтобы их воспринимали только через призму секса. Эротика стала неотъемлемой частью жизни в крупном городе, и хиджаб превращается в символ отторжения от системы, которая унижает женщин до уровня товара. Студентка Анель говорит следующее: «Ношение хиджаба – это не какой-то атрибут в исламе, это целое покрывало, которое «оберегает» мусульманку от плохих и скверных взглядов мужчин». С ней согласна и Асель, которая сказала: «Хиджаб служит средством для защиты от похотливых мужчин, которые рассматривают женщин как потребительский товар». Асылай, которая уже пять лет учится и живет в Сиднее, Австралия, тоже солидарна с ними: «Очень много было прочитано, я думала об образе жизни женщины, наблюдала, и мне порой становилось отвратительно наблюдать то, как прекрасное женское тело превратилось в товар массового потребления».

Многообразие культур, пребывающих в современном городе, это тоже препятствие для преобладания одной или двух из них над остальными. Тем не менее стремительный набор влияния в эру средств массовой информации и повального цинизма является большим рывком вперед для религии. Один из вариантов – это то, что религия не противостоит СМИ, а работает с ними в одном русле. По всему СНГ появились газеты, журналы и даже теле- и радиоканалы, полностью посвященные конкретному религиозному течению. 

Фото: Талгат Галимов

Молодежь является главной категорией потребителей развлекательных программ СМИ. Влияние субкультур на молодежь огромно. Даже прогулявшись по «Арбату» в Алматы, можно всегда заметить рокеров, металлистов, рэперов, хипстеров, культуристов и прочих. Львиной долей всех этих людей являются люди старшего школьного возраста и студенты. Все они придают огромное значение своему внешнему виду. 

Студентка КазНУ Камилла сказала ForbesLife: «Когда ты носишь платок, люди смотрят на тебя по-другому и ты становишься защищена. Почти никто не относится к тебе как к очередной жертве, которой можно нагрубить или попытаться соблазнить. Так ты чувствуешь себя личностью». В наших опросах мы столкнулись и с утилитарным подходом. Студентка СДУ Ляззат сказала: «Это выглядит стильно и может быть практично. Можно скрыть плохую прическу или не зацикливаться на парикмахерах в принципе». 

С социологической точки зрения броская одежда и желание выделиться при помощи своего эстетического выбора – создание отличительного признака от толпы. Этот процесс описывал французский социолог Пьер Бурдье в 1979 году. Распространенное мнение о развратной жизни современности давит на молодежь, стремящуюся найти свое место в обществе. Подобная ситуация наблюдается и в Турции, где девушки покрывают голову, чтобы ассоциироваться с целомудрием, а не с ночными клубами. 

В самом исламе есть два основных предписания. Как и в христианстве, женщины должны покрывать голову во время молитвы. Затем есть понятие «аурат», означающее части тела, обязательные к сокрытию перед публикой. Асель, студентка из Караганды, говорит: «На ношение платка меня сильно мотивировали смысловой перевод Корана и хадисы, где все это объяснялось». История Камиллы тоже началась с теории: «Все началось с моей бабушки, которая сказала, что я должна знать основные суры. Я начала увлекаться, соблюдать каноны и находить ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что будет после смерти.

Тем не менее ходить по городу в хиджабе она начала не сразу, присутствовал страх перед общественным мнением. В конце концов, его перевесил страх того, что со временем ее красота исчезнет и окружающие могут от нее отвернуться: «Я не хотела, чтобы на мне женились только из-за красоты. Даже если у меня и стало меньше поклонников, чем раньше, то я больше уверена в честности тех, кто не перестал со мной общаться». Огромное количество девушек радует, что ухажеры, которые стали появляться после этого, приходили с серьезными намерениями.

Неодобрение со стороны общества тоже представляет собой трудность. Студентка из Алматы Корлан сказала следующее: «В момент принятия решения очень ощутимо давление со стороны общества, ведь у нас все еще многие скептически относятся к девушкам в хиджабах. И поэтому, принимая твердое решение, ты чувствуешь себя свободной от стереотипов и общественного мнения. Помню первые дни, когда, выходя на улицу покрытой, я будто порхала. Я была счастлива от того, что смогла это сделать. Прилив новых положительных эмоций придавал мне силы двигаться дальше».

Это выглядит стильно и может быть практично. Можно скрыть плохую прическу или не зацикливаться на парикмахерах в принципе

Асылай тоже чувствовала необходимость в личном росте, и, будучи в Австралии, она решила выйти на совершенно другой уровень: «Я пыталась стать человеком, который всегда движется вперед в своем развитии, не только в обучении, но и в духовном росте я не хотела стоять на месте. Я понимала, что будет трудно, но все-таки решилась».

Случается такое, что сами взрослые вынуждают девушек покрывать голову на улице. В этой области огромное количество людей обвиняют насаждение рабского подчинения детей старшим. Профессор истории Мурат Шалекенов говорит: «В Казахстане среди студентов все чаще встречаются парни с огромными бородами и полностью закутанные девушки. Чаще всего это объясняется словами: «Так сказали старшие». В случае Асылай все было с точностью до наоборот: «Я позвонила маме, сказала о своем решении. На меня кричали, начали уговаривать и даже плакали, говоря, что это погубит мое будущее, что я не смогу найти работу и даже замуж не смогу выйти «нормально». Тем не менее Асылай осталась при своем мнении и добилась своего. «Не скажу, что я стала супермусульманкой, просто я обрела себя и свое новое «я», – говорит она.

Во многих именитых университетах Алматы вопрос религии почти не обсуждается. С одной стороны, абсолютно верно считать, что университет ответствен за академические успехи своих студентов, но одной учебой молодая жизнь не ограничивается. Число верующих быстро растет, и среди студентов все чаще говорят о необходимости ношения религиозной одежды в университетах и других общественных местах. Затем появляются требования о выделении комнаты для молитв. В одном из таких университетов было собрано достаточно большое количество подписей под петицией о создании намазханы в стенах вуза, но администрация отказалась удовлетворить просьбу студентов.

Разительно отличается ситуация в Каз­УМОиМЯ­. Институт занимается религиозными вопросами при поддержке КНБ и Духовного управления мусульман Казахстана. Роль КНБ заключается в консультации университета в вопросах организации и лиц, которым можно доверить выступление перед молодой аудиторией. За два прошедших года прошло около десяти лекций, где студенты могли получить информацию о религии от квалифицированных богословов и задать свои вопросы. Религия в университете рассматривается с точки зрения общественных наук, и сам вуз остается светским. Молельные комнаты отсутствуют, и не больше десяти студентов носят хиджабы.

Большинство наших соотечественников не получали достаточных знаний о религии с рождения. Многим из них приходилось идти к соответствующим выводам в одиночестве и учиться самостоятельно, без надзора наставников и тем более помощи окружающих. Теперь результаты их поисков вынесены на суд общественности и подвергаются критике. Большинство подобных ситуаций всегда начинаются с мелочей и без должного надзора заходят в тупик. Всякий раз, возмущаясь и не приходя к согласию, мы входим в порочный круг, в котором десятилетиями крутятся сильнейшие страны мира.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube