Почему в казахстанских городах так опасно?

17757

Политический аналитик Айдар Амребаев отвечает на вопрос и называет причины проблем

Фото: pixabay.com

Казахстан потрясла нелепая смерть спортсмена мирового уровня Дениса Тена на улицах Алматы среди бела дня. Социальные сети полны рассказов о подобных случаях в разных городах страны. Некоторые «горячие головы» предлагают «лёгкие решения» по изоляции городов от приезжих, чтобы решить эту проблему.

Казахи и город: из истории вопроса

Градообразование является естественным результатом развития любого современного государства. Урбанизация свидетельствует о переходе государства из состояния традиционного общества аграрного типа в страну с вектором индустриального и даже постиндустриального развития.

Казахстан ещё до момента «индустриально-коммерческого» скачка в результате обретения независимости имел черты государства со смешанным агропромышленным типом хозяйствования, в индустриальном секторе - в основном добычи природных ископаемых и сбора зерновых культур - в сельском хозяйстве. Образ жизни населения носил в общем-то сегрегированный, т.е. разделённый характер. Причем линия разлома проходила между городским и сельским населением, русскоязычным «полисом» и казахоязычным аулом. Формирование современного городского социума в Казахстане было в большинстве своем результатом переселенческой политики Российской империи и насильственной седентаризации (т.е. оседания) кочевого казахского населения. В дальнейшем промышленность и сектор услуг в Казахстане пополнились репрессированными народами в сталинский период.

Казахи, пройдя через голодомор, не только уничтоживший большую часть коренного населения, но и «разлучивший» их с привычным кочевым способом жизнедеятельности и быта, оказались загнаны в «сталинские резервации» - плановые советские и коллективные хозяйства (совхозы и колхозы), осуществлявшие слабо мотивированный аграрный труд в условиях отсутствия там элементарных благ цивилизации и низких социальных стандартов. Город посредством института прописки оказался отрезан от степи. Процесс интеграции многонационального Казахстана в единую общность оказался достаточно сложным и драматичным.

Оторванное от перспективного урбанистического тренда казахское население аулов, тем не менее, сумело выжить, переезжая из сёл в города к более успешным родственникам, которые это сделали ранее; получив образование, несмотря на языковые препоны; продвигаясь в карьере по коммунистическим «социальным лифтам» или находясь на нижней ступени социальной иерархии в депрессивных моногородах и посёлках городского типа с минимальным набором социальных благ. Рентабельность сельского хозяйства советского типа была чрезвычайно низкой, позволяя лишь удерживать на местах людей, сориентированных на личное подворье и помощь родных.

Интересна социальная коммуникация казахов города и деревни того времени. Родные из аулов являлись своего рода «кормовой базой» для горожан в условиях советского продуктового дефицита. В свою очередь, городские родственники позволяли родным сельчанам жить у них дома, приобщаясь к городскому быту, помогали им поступить в вузы, устроиться на работу, приспособиться к новым условиям городской цивилизации.

Такова была реальность советского периода в Казахстане, когда город представлял собой цитадель поликультурного, но в основе своей русскоязычного социума, тогда как аул являлся «золотой колыбелью» казахскости («қазақтың алтын бесігі»), казахского языка, традиций и бытовой культуры. Большинство из нынешних пожилых горожан-казахов стали таковыми только во втором поколении и хорошо помнят свою малую родину и образ жизни казахского аула.

Независимость и город в Казахстане

Распад Советского Союза и разрыв хозяйственных связей между предприятиями самым негативным образом сказались на социальном самочувствии граждан, особенно коренного населения из малых городов и посёлков, которые чувствовали себя порой чужими в собственном новом независимом государстве. Темпы внутренней миграции населения достигли невероятных размеров. Многие в поисках достойной жизни ехали в города, пополняя ряды урбанизированных люмпенов, создавая вокруг городов “пояса” социальной нестабильности и необустроенности. В крупных городах росло социальное расслоение, и не только по прежнему этническому принципу, но главным образом по имущественному принципу, по доступу к новым формирующимся социальным лифтам.

При этом русскоязычные горожане находились в заведомо более выгодном стартовом положении, так как урбанистические стандарты для них были родными, а для вновь прибывающих в города жителей аулов город был изначально враждебной социальной средой, своеобразными «каменными джунглями», требующими адаптации. А в условиях нарождающегося рынка и тиражируемого средствами массовой информации культа потребления городской мир хоть и был желанным, но в большинстве случаев оказывался недоступным для казахского населения сёл и малых городов.

И эта «несправедливость» породила серьёзные социальные диспропорции и противоречия. «Новые» жители городов, особенно не сумевшие успешно адаптироваться к условиям первоначального накопления капитала, конкуренции и ценностям городской культуры, оказывались “социальными аутсайдерами”, что обрекало их на маргинальный, полулегальный и даже криминальный образ жизни.

О вожделенных зеркалах, или чемпионы против лузеров

После гибели выдающегося спортсмена от рук не устроившихся в жизни маргиналов ситуация в обществе сложилась достаточно напряжённая, и причин этого несколько. Рассмотрим некоторые из них.

Первое. Социальное отчуждение, возникшее ещё на этапе перераспределения государственной собственности в начале экономических реформ в стране, никуда не делось. Недовольство части граждан несправедливостью «правил игры» не только сохранилось, но и со временем “нагружалось” всё новыми и новыми экономическими диспропорциями. Эта экономическая нестабильность как на макро-, так и на микроуровнях отдельных людей и  семей стала экономической основой девиантного поведения индивидов, а также социального недовольства в случаях неадекватных действий государства. Нередко это приводило к вспышкам экстремизма и радикализма. У всех на памяти такие страшные события эпохи суверенитета.

Второе. Государство в лице целого ряда ответственных министерств и ведомств демонстрирует не только слабую функциональную эффективность, но зачастую и полное игнорирование актуальных общественных запросов. В этих условиях часто именно госорганы своими неумелыми действиями и узковедомственными интересами провоцируют общество на радикальные ответы, которое, судя по целому ряду резонансных событий, готово к более жёсткому противостоянию. При этом порог применения насилия снижается до самой опасной черты, как с одной, так и с другой стороны.

Третье. Социально-экономический кризис больно ударил не по тем, кто имел и сохраняет высокий уровень потребления, а по наиболее уязвимым слоям населения: тем, кто и без того находился на обочине социальной политики государства. К примеру, легализация самозанятых в качестве ответственных налогоплательщиков на деле сократила число потенциальных предпринимателей, вытеснив их в группу социальных иждивенцев и в теневой сектор. В погоне за мегапроектами поддержка малого бизнеса в нашей стране, к сожалению, отошла на второй план. Тогда как в соседнем Узбекистане, например, индивидуальные предприниматели малых городов вообще освобождены от налогов.

Четвертое. Вопрос развития профессионально-технического образования и создания доступных «социальных лифтов» для молодёжи, который неоднократно поднимал президент страны, «завис» в ведомственных кабинетах. Возможно, при наличии программ получения квалификации и обустройства на работу тех же маргиналов трагедии могло и не быть… Следует, однако, заметить, что  даже окончившая вузы молодежь с тревогой получает дипломы, не находя сегодня применения своим знаниям и навыкам во взрослой жизни.

Пятое. Уровень недоверия общества к госорганам на местах, их низкая ответственность за свои решения перед обществом, «заточенность» чиновников на запретительные и ограничительные меры в отношении любых проявлений гражданской активности и предприимчивости, забюрокраченность процесса социальной помощи нуждающимся гражданам достигли критической отметки. И это притом, что в самих органах внутренних дел наблюдается рост преступности. Превышение служебных полномочий и коррупциогенность в них перешли все допустимые пределы. Большинство граждан, подвергшихся насилию, взяточничеству, грабежу, воровству собственного имущества, намеренной бюрократической проволочке со стороны госорганов считают это вполне допустимым злом.

Шестое. Культурная и информационная политика государства не в полной мере справляется с задачами формирования позитивной картины мира для подрастающего поколения. Фактически воспитательная и просветительская работа в обществе отдана на откуп рынку с достаточно низкими морально-нравственными ценностями и игнорируемыми традициями национальной культуры и воспитания. Культ жестокости, насилия, безнаказанности, безудержного потребления стали обыденным делом и широко тиражируются как в СМИ, социальных сетях, так и в учреждениях образования и других местах общественного пользования. Моральное разложение общества сопровождается равнодушием к состоянию окружающих нас зданий, улиц, площадей и парков, начиная с грязи в собственных подъездах и беспорядочности автостоянок во дворах и т.д. Известная теория «разбитых окон» всё более становится реальностью наших городов и селений, где зачастую господствует разруха, бесчинство и криминал. Обстоятельства убийства спортсмена на глазах общественности - яркое тому свидетельство.

Подводя итоги, можно сказать, что шок, который переживает сейчас Казахстан, требует широкой общественной мобилизации и выверенных, открытых, принципиальных  действий от государства. Гражданское общество и госорганы только сообща способны победить «разруху в наших головах». Ответственность за будущее страны, благополучие, процветание и безопасность в наших городах и сёлах - в наших общих руках! Нужен серьёзный, откровенный общественный диалог, ведь все мы находимся в одной лодке под названием «Казахстан» и смерть нашего героя - на нашей совести. Она не должна быть напрасной.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить