Почему США могут проиграть в TikTok-войне Трампа

8558

НЬЮ-ЙОРК – После того как президент США Дональд Трамп пообещал заблокировать доступ к TikTok в США, китайская компания ByteDance, владеющая этим популярным приложением коротких видео, вступила в лихорадочные переговоры с Microsoft – предположительно с целью быстро продать TikTok до вступления запрета в силу

ФОТО: shutterstock/Evan El-Amin

Конечно, не исключено (и даже весьма вероятно), что реальные намерения Трампа заключались не в том, чтобы запретить TikTok, а в том, чтобы принудить китайцев к его срочной продаже американскому покупателю. Трамп заявил, что хочет, чтобы покупатель был «очень американским»; он даже предположил, что приобретающая TikTok компания должна будет выплатить правительству США комиссионные за снижение цены на этот актив, благодаря угрозе запрета.

Действия Трампа могут принести краткосрочный выигрыш США, однако они создают серьёзные потенциальные риски для американских интересов, не говоря уже о международных и внутренних правилах коммерции. Действительно, а что произойдёт с уверенностью бизнеса, если правительства решат, что могут по желанию шантажировать частные предприятия?

Компания ByteDance была основана в 2012 Чжаном Имином, которому тогда было 29 лет. Этот человек сам добился успеха, подобно Марку Цукербергу из Facebook, Илону Маску из Tesla, Джеффу Безосу из Amazon и покойному Стиву Джобсу, одному из основателей Apple. Чжан – серийный предприниматель, приложивший руку к основанию ещё нескольких интернет-компаний, в том числе 99fang.com – онлайн-платформы поиска недвижимости и заключения сделок.

У ByteDance есть несколько популярных цифровых продуктов в Китае, включая новостной агрегатор на китайском языке Toutiao, похожий на Google News. Впрочем, в США, Индии и более 140 других стран его самым известным продуктом является TikTok, позволяющий пользователям быстро и легко создавать, редактировать и публиковать короткие видео. Это приложение крайне популярно (кто-то даже может сказать, что оно вызывает зависимость), особенно среди молодёжи. В 2018 и 2019 оно входило в число наиболее часто скачиваемых приложений для социальных сетей в мире; его также стали активно использовать в образовательных целях. В Китае и Индии здесь размещают популярные образовательные программы для обучения английской и американской культуре.

Благодаря эффективному алгоритму рекомендаций видео, а также инструменту, который позволяет пользователям платить создателям контента, это приложение привело к появлению нового класса самозанятых цифровых предпринимателей, причём за очень короткий срок. Многие сегодня зарабатывают на жизнь, размещая в TikTok видео с комедийными шоу, танцами, языковыми уроками и советами по поводу моды. Иными словам, TikTok превратился в соперника WeChat в Китае и YouTube и Facebook в США и других странах.

Предвидя настороженность США к цифровому продукту из Китая, ByteDance предприняла определённые шаги, чтобы сделать TikTok отдельной структурой. Среди прочего, она хранит все данные о пользователях из США на американских серверах (хотя и с резервной копией в Сингапуре) и наняла Кевина Майера, бывшего топ-менеджера Disney, в качестве гендиректора. Администрация Трампа считает все эти меры недостаточными, утверждая, что данные американских пользователей уже отправляются или будут отправляться правительству Китая. Впрочем, США пока не предоставили доказательств для этих утверждений.

Принуждение к продаже TikTok по заниженной цене «очень американскому» покупателю поставит под угрозу многие американские фирмы, работающие на китайском рынке. В Китае действует больше американских компаний, чем в США китайских. В одном только 2019 году новые инвестиции США в Китай составили $14 млрд; это на $1 млрд больше, чем в 2018. Между тем, китайские инвестиции в США не превышают $6 млрд. К 2018 общий объём накопленных инвестиции США в Китай вырос до $269 млрд, что почти вдвое больше объёма китайских инвестиций в США ($145 млрд).

Кроме того, американские промышленные гиганты, такие как General Motors, General Electric, DuPont, Merck, Pfizer, Eli Lilly, Bristol Myers Squibb, Boeing, Nike, Coca-Cola, Procter & Gamble, а также крупнейшие фирмы из сектора услуг, подобные Goldman Sachs, Morgan Stanley, Microsoft, Starbucks, KFC и McDonald’s, ведут большую деятельность в Китае. На долю китайских операций может приходиться до 30% их глобальных прибылей.

Если Китай решит повторить гамбит Трампа (заявив без всяких доказательств, что отдельные транснациональные компании США создают потенциальную угрозу национальной безопасности), он может заставить эти компании продать свои подразделения в стране «очень китайским» покупателям. Пока что китайское правительство так не поступало, но риск подобных действий повысился.

Второй крупный риск состоит в том, что США могут потерять поддержку внутри Китая в каких-то других вопросах. Когда одна за другой администрации США выдвигают требования, связанные с соблюдением прав человека, принципов верховенства закона, прав интеллектуальной собственности, а также касающиеся информационных потоков и изменения климата, очень многие предприниматели, учёные и другие граждане Китая разделяют этот настрой. Многие китайцы стремятся учиться у американцев, чтобы уметь добиваться этих целей в Китае.

Однако в ситуации, когда Америке атакует TikTok и другие китайские фирмы из частного сектора, она вызывает совершенно иную реакцию в Китае. Действия Трампа выглядят атакой на само предпринимательство в Китае; они ослабляют позиции тех, кто защищает рыночно ориентированную экономическую модель развития в Китае. Зачем беспокоиться по поводу международных норм, когда предполагаемый эталон государственного управления на основе правил действует по закону джунглей?

Если бы у США действительно были законные основания для тревоги, что TikTok создаёт угрозу конфиденциальности персональных данных или национальной безопасности, тогда они могли бы решить этот вопрос совершенно по-другому. Например, правительство США могло бы уведомить ByteDance, что хранения данных американских пользователей внутри США недостаточно, а затем представить владельцам компании достаточное время, чтобы те продали американское подразделение на открытом рынке, а не принуждать их к передаче актива «очень американскому» покупателю. Британская, австралийская, канадская, французская, сингапурская или японская фирма должна считаться в равной степени приемлемой. Компания заслуживает шанса получить справедливую цену; это нужно ради всего будущего бизнеса.

Такой альтернативный подход позволил бы избежать вопиющей экспроприации (и сопутствующих рисков), которая сейчас выглядит вполне вероятной. Трамп, по сути, делает ровно то, в чём США давно обвиняют Китай: отсутствие уважения к частной собственности; объявление виновным без доказательств; сокращение законных прав иностранных компаний без компенсации; применение произвольных, непрозрачных правил для блокирования их операций в стране.

У администрации Трампа ещё есть время сменить курс и избежать нанесения вреда американским интересам. Однако это время быстро истекает: тик-так.

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить