Почему рынок NFT рухнет

19026

В марте 2021 года аукционный дом Christie’s продал файл в формате JPEG, созданный художником Бипл, за $69,3 млн, что является рекордом для цифрового произведения искусства. Право собственности на «оригинальный» JPEG – под названием «Ежедневно: первые 5000 дней» – было защищено как уникальный токен или NFT

«Ежедневно: первые 5000 дней»
«Ежедневно: первые 5000 дней»

Продажа получила огласку, и с тех пор NFT стали очень популярными. В 2021 году инвесторы вложили в рынок $27 млрд, а компания Meta, переименованная материнская компания Facebook, в настоящее время планирует разрешить пользователям создавать и продавать NFT. Существует только одна проблема: рынок NFT в конечном счете рухнет по любой из множества причин.

По сути, NFT – это коммерческий код, прикрепленный к метаданным, например к изображению. Защищенная сеть компьютеров регистрирует продажу в цифровом реестре (блокчейне), который предоставляет покупателю подтверждение как подлинности, так и права собственности.

NFT обычно оплачиваются криптовалютой Ethereum и, что, возможно, более важно, хранятся с использованием блокчейна Ethereum. Объединяя желание владеть искусством с современными технологиями, NFT являются идеальным активом для нуворишей Силиконовой долины и их вереницы последователей в области финансов, развлечений и более широкого круга розничных инвесторов.

Но, как и на других рынках, движимых изобилием, импульсивными покупками и хайпом, многие инвесторы могут обжечься на быстро развивающемся и спекулятивном рынке NFT. Нынешнее безумие можно сравнить с голландской тюльпаноманией с 1634 по 1637 год, когда некоторые луковицы стоили огромных денег, прежде чем эйфория рассеялась и пузырь не рухнул.

Рынок NFT, скорее всего, постигнет та же участь, но не из-за экологических проблем, как некоторые могут подумать. Безусловно, NFT потребляют значительное количество энергии, поскольку криптовалюты, такие как Ethereum и Bitcoin, «добываются» с использованием компьютерных сетей с большим углеродным следом, который с каждой транзакцией только увеличивается. Но когда дело доходит до понимания того, что обрушит рынок NFT, воздействие на климат – это лишь отвлекающий маневр. Настоящая проблема заключается в том, что нынешний бум NFT построен на песке.

Начнем с проблемы бесконечного предложения. NFT предлагают владение цифровым активом, но не право запрещать другим использовать его цифровые копии. Одна из причин, по которой богатые инвесторы готовы платить десятки миллионов долларов (или больше) за традиционные физические произведения искусства, такие как Рембрандт, Ван Гог или Моне, заключается в том, что количество шедевров ограничено; художники давно умерли и не могут создавать новые произведения искусства. С другой стороны, копии NFT могут стать товаром.

Более того, как в случае со всеми цифровыми объектами, нет никакой разницы между оригинальным файлом JPEG, проданным за 69,3 миллиона долларов, и копией, загруженной бесплатно в Интернете. Теоретически предложение легально используемых копий NFT бесконечно, что потенциально может привести к чрезмерному спросу на них и спровоцировать обвал цен.

Поскольку блокчейн не способен хранить фактический базовый цифровой актив, кто-то, покупая NFT, покупает ссылку на цифровое произведение искусства, а не само произведение искусства. Хотя покупатели получают авторские права на ссылку, транзакционные затраты на мониторинг бесконечных онлайн-площадок для отображения NFT, выявление незаконного использования, а также преследование и судебные преследования нарушений, делают практически невозможным обеспечение соблюдения авторских прав или предотвращение злоупотреблений. Это сильно ограничивает монетизацию актива.

Еще один риск заключается в том, что NFT создаются и продаются с использованием новых технологий — блокчейнов и криптовалют. В настоящее время существует ряд конкурирующих стандартов для создания, защиты, распространения и сертифицирования NFT, включая ERC-721, ERC-998, ERC-1155, потоковые и непотоковые стандарты, а также Tezos FA2. Возникающая в результате этого неопределенность относительно того, как будет гарантироваться сертификация прав собственности на неограниченный срок, ставит под угрозу стоимость активов и даже право собственности на них.

На самом деле, ценность NFT может испариться, если следующая волна более продвинутых технологий, которые заменят крипто или блокчейн, будет несовместима с безопасным владением NFT. Фирмы, которые занимаются NFT сегодня, завтра могут исчезнуть, что создает путаницу в отношении права собственности.

Волатильность цен на криптовалюты, лежащие в основе рынка NFT, также является одной из ключевых проблем. Цены на NFT, как правило движутся в тандеме с ценами на криптовалюту. Когда в 2018 году криптовалюта рухнула, то же самое произошло и с зарождающимся рынком NFT.

Психология покупки предметов роскоши также, вероятно, окажет понижательное давление на цены NFT. Большинство предметов роскоши являются так называемыми товарами Веблена, предназначенные для ограниченного использования, за исключением того, что они позволяют владельцам хвастаться своим богатством. Именно поэтому, они зачастую приносят большую прибыль продавцам.

NFT позволяют покупателям рекламировать свое богатство, главным образом за счет высокой цены, которую они заплатили, но только в том случае, если они получают одобрение от своих коллег. Если такие траты не находят отклика у этой аудитории, инвестор может с тем же успехом спалить наличные деньги, чтобы прикурить сигарету.

Поскольку владение NFT не мешает другим демонстрировать те же активы, тем самым сигнализируя о праве собственности, эти токены едва ли служат эффективными индикаторами уникальной покупательной способности. И многие покупатели NFT в любом случае остаются анонимными, поскольку блокчейн гарантирует, что информация по вопросам права собственности ограничена.

Наконец, изменение макроэкономических условий может негативно сказаться на ценах на альтернативные активы, такие как NFT и традиционные произведения искусства. За последние два десятилетия число миллиардеров во всем мире увеличилось более чем в пять раз, и в результате резко увеличился доступный доход, который можно инвестировать в альтернативные классы активов. Пандемия COVID-19 до сих пор усиливала эту тенденцию. Большая часть огромных экономических стимулов, введенных центральными банками, направлялась на финансовые рынки, и таким образом еще больше увеличивала чистый капитал сверхбогатых.

Но внимание инвесторов может быть мимолетным. После глобального финансового кризиса 2008 года продажи произведений искусства и других предметов роскоши сократились почти на 40%. Теперь, когда центральные банки начинают ужесточать денежно-кредитную политику в попытке обуздать инфляцию, новые классы активов, которые еще себя не зарекомендовали, скорее всего, пострадают больше, чем более надежные активы. И чрезвычайно волатильный рынок NFT, основанный на ничем не подкрепленных цифровых валютах, вряд ли можно назвать безопасным убежищем.

В конечном итоге цены NFT будут постоянно снижаться. На данный момент они остаются высокими и могут еще какое-то время продолжить свой рост, но крах не за горами. Инвесторы, которые думают, что могут предвидеть развитие рынка, могут попробовать, но их оптимизм, может оказаться необоснованным.

Патрик Рейнмеллер, профессор по стратегии и инновациям в Институте развития менеджмента

Карл Шмеддерс, профессор финансов Института развития менеджмента

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить