Геополитические страхи России

70381

Почему Россия вторглась в Украину

ФОТО: © unsplash.com

24 февраля 2022 года – через три дня после официального признания Донецкой и Луганской Народных Республик – президент России Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции», приведшей к военному вторжению российских войск в Украину. Целями России были заявлены «демилитаризация» и «денацификация» Украины для защиты России «от создаваемой Западом [НАТО] военной угрозы».

Не секрет, что расширение НАТО на восток является основным раздражителем для России. Усиливавшийся кризис в отношениях между Западом и Россией и нежелание найти компромисс в итоге спровоцировали крупнейшую после 1945 года военную мобилизацию в Европе. Россия, нарушая Будапештский меморандум 1994 года и подрывая основы международного права, начала военные действия против суверенного государства.

Что предшествовало вторжению России в Украину?

После распада Советского Союза НАТО – Североатлантический военно-политический блок, главенствующую роль в котором играет США – начал постепенное, но верное расширение на восток. Начиная с 1999 года в состав НАТО начали входить бывшие сателлиты СССР (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Словакия), а в 2004 году присоединились три бывшие советские республики (Литва, Латвия, Эстония). С момента краха крупнейшей коммунистической державы НАТО расширялось пять раз, из них четыре - во время правления Владимира Путина.

Ключевым эпизодом в расширении НАТО, повлиявшим в дальнейшем на украинский кризис, стал Бухарестский саммит в 2008 году, на котором американская сторона планировала объявить о включении Украины и Грузии в «План действий по членству в НАТО» (ПДЧ) – это обязательный предварительный этап для кандидатов на вступление в Североатлантический альянс. Однако в последний момент, в основном благодаря вмешательству Германии и Франции, предвидевших негативную реакцию России, включение двух постсоветских стран в ПДЧ решили отменить. Украине и Грузии пообещали членство в НАТО, но в неопределенном будущем и без инициирования каких-либо официальных процедур.

Тем не менее такие заискивания Запада с бывшими советскими республиками рассматривались Россией как неприемлемые. Россия считает «ближнее зарубежье» своей естественной сферой влияния, зачастую исповедуя агрессивную внешнюю политику (грузинско-российская война 2008 года и текущий военный конфликт в Украине - тому подтверждение).

Проблема же Украины в том, что она располагается между Европейским союзом (ЕС) и НАТО с одной стороны и Россией - с другой, являясь по сути заложницей своего географического положения. При этом российские лидеры неоднократно стремились перетянуть славянского соседа на свою сторону. Еще в далеком 1991 году Михаил Горбачев, последний лидер СССР, пытался заручиться поддержкой Киева в рамках федеративного Союза Суверенных Государств, который планировали создать на месте проживавшего последние дни Советского Союза. Украина в итоге решила не присоединяться к новому союзу, пусть и менее централизованному, чем СССР, выбрав курс на полную независимость. Без Украины, второй по размеру славянской республики после России, ни Горбачев, ни президент РСФСР Борис Ельцин не видели перспектив в новом союзе.

После обретения Украиной независимости в декабре 1991 года, Ельцин в рамках Содружества Независимых Государств и Путин в рамках Евразийского экономического союза (на тот момент - Сообщества) пытались то методом кнута, то методом пряника вовлечь Украину в региональные интеграционные проекты, ведущая роль в которых отводилась России. Особого успеха они не достигли.

Однако Кремлю до поры до времени удавалось если не переориентировать Украину на Россию, то хотя бы не допускать ее полного поворота на запад. Все изменилось в начале 2014 года, когда в результате массовых протестов, получивших название Евромайдан, был свергнут пророссийский президент Украины Виктор Янукович. Справедливости ради стоит отметить, что Янукович был прагматиком, игравшим на двух флангах, заигрывая то с Европой, то с Россией. Но отказ Януковича (после давления Кремля) подписывать инициированное ранее Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, сулившее более тесное сотрудничество с Европой, стоило ему президентского кресла, а России – партнера, с которым можно было договориться. В ответ на Евромайдан (организованный при помощи Запада, по мнению российского руководства) Россия присоединила Крым и начала неформальную поддержку сепаратистских движений на Донбассе.

Карта Европы
Карта Европы

Почему Украина?

Несмотря на продолжающуюся риторику Кремля о «нацистском режиме» в Киеве, первопричина столь пристального внимания к Украине кроется не в идеологической составляющей, а в геополитическом положении страны. Украина служит буферной зоной между Россией и членами НАТО и имеет выход в Черное море. Для России оба фактора являются ключевыми для обеспечения национальной безопасности.

Когда в 2014 году к власти в Киеве пришел прозападный (что значило антироссийский) режим Петра Порошенко, замаячила угроза отмены аренды морского порта в Севастополе для базирования Черноморского флота России. В таком случае, как считали в Кремле, возможным следствием западного курса Украины могло стать размещение в Черном море военно-морской базы НАТО. Также стоит учитывать, что севастопольский порт является тепловодным: вода в нем не замерзает зимой, в то время как другие порты каждый год замерзают на несколько месяцев. Недостаток полноценного тепловодного порта (с выходом в Средиземное море) являлся стратегической слабостью России, ограничивавшей возможность проецировать влияние на глобальном уровне. В свою очередь, присоединение Крымского полуострова в марте 2014 года позволило России нивелировать вышеуказанные недостатки и риски.

Помимо тепловодного порта в Севастополе, Украина также имеет общую границу с Россией протяженностью 2295 километров без учета Крыма и 3030 километров с учетом Крыма. При этом на западе Украина граничит с четырьмя странами - членами НАТО: Польша, Словакия, Венгрия, Румыния.

В данном контексте важно учитывать, что все страны НАТО связаны между собой гарантией коллективной обороны. Согласно пятому пункту договора НАТО нападение на одного из членов НАТО рассматривается как нападение на всех членов НАТО. Поэтому если Россия, например, решит напасть на соседнюю Латвию или Эстонию (обе – члены НАТО), то все тридцать участников Североатлантического альянса обязаны объявить войну агрессору.

Таким образом, нейтральная/пророссийская Украина вне ЕС и НАТО служит буферной зоной, разделяющей НАТО и Россию. Прозападная/антироссийская Украина в составе ЕС и НАТО означает: (1) Украина защищена пятым пунктом договора НАТО о коллективной обороне; (2) возможное размещение военных баз НАТО и систем вооружения дальнего действия в Украине, то есть прямо под носом у России. Учитывая обширные общие границы, вступление Украины в Североатлантический альянс делает Россию крайне уязвимой к потенциальному нападению с западного фронта. Интеграция Украины с ЕС также не приветствуется, так как, с российской точки зрения, вступление в ЕС знаменует собой неминуемое вступление в НАТО.

Военное и политическое руководство России поэтому всегда крайне негативно воспринимало прозападные инициативы и действия Киева. Формальное закрепление цели вступления в ЕС и НАТО в Конституции Украины (2019 год), особый статус партнера НАТО (2020 год), совместные с НАТО военные учения (2021 год) и в целом военная помощь Запада Украине трактовались как непосредственные угрозы безопасности России.  

В январе 2022 года, сосредоточив многочисленные войска на границе с Украиной, Россия потребовала от НАТО и США юридических гарантий неприсоединения Украины к Североатлантическому военному блоку. Получив отказ на свои требования, уже через месяц Россия вторглась в Украину, тем самым продемонстрировав, что не позволит Украине находиться вне российской сферы влияния. Москва рассматривает интегрированную с Западом Украину как экзистенциональную угрозу своим интересам и безопасности.

При этом Кремлю не важно, что Украина – суверенное государство, имеющее право решать свою судьбу, и что НАТО не будет рассматривать вступление Украины в свои ряды, пока не будут решены территориальные споры (Крым и Донбасс). Тем не менее, в силу геополитических страхов (и вероятной ностальгии по имперскому прошлому), Россия решила вторгнуться в Украину, развязав военные действия на ее территории. По этим же причинам Россия будет также пристально следить за интеграционными порывами Молдовы и Грузии. Учитывая, что Кремль перестал действовать в рамках международного права, постсоветским странам не стоит расслабляться.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить