Почему Россия не поддержала новое соглашение ОПЕК+?

41156

И как это отразится на казахстанской экономике – рассуждает бизнесмен Айдан Карибжанов

Айдан Карибжанов
ФОТО: Андрей Лунин
Айдан Карибжанов

Интересная ситуация в мире складывается, причём и нас это может затронуть непосредственно. Коронавирус, паника, мировая торговля и мировая экономика замедляются, цены на нефть и металлы падают, никто не знает, как долго это продлится и т. д. Назовём это сопутствующим фоном.

Просуществовавшая несколько лет сделка между ОПЕК - читай, Саудовской Аравией и Россией - развалилась по инициативе российской стороны. Это - два из трёх крупнейших производителей нефти в мире, третий - США. Соглашение было нестабильным, стороны не очень доверяли друг другу. Тем не менее оно существовало и поддерживало цены на нефть на более или менее комфортном для всех уровне, где-то в районе $60 за баррель. Эта цена давала развиваться и американской добыче сланцевой нефти, где себестоимость в районе $50 за баррель. Такая ситуация - все не очень счастливы, но как-то научились с этим жить. В условиях коронавируса было бы логичным сомкнуть ряды, вместе вынести трудности и пережить сложный момент. Но Россия соглашение не только не спасает, она его взрывает: цены на нефть падают уже к $40.

Понятно, что такое решение не министр энергетики принял, и даже не правительство. Его должны были обсуждать, рассматривать разные варианты. Вокруг него и много борьбы должно было быть - государственные нефтяники, частные нефтяники, Минфин, ЦБ и т. д. Предполагаем, что решение выверенное и отражает вектор развития нефтянки, а значит, всей российской экономики, на ближайшие годы. Что это значит?

Что лежит на поверхности - это желание похоронить американских сланцевых нефтяников. При $40 за баррель они должны законсервироваться надолго, если не навсегда, уйти с рынка. Пирог лучше делить на двоих, чем на троих. У саудитов себестоимость добычи ещё ниже, им не так больно. У нас дороже, чем в России, нам будет больнее. Американцам - за пределами болевого порога.

Но есть и обратная сторона. Низкие цены на нефть приведут к падению доходов бюджета. Сокращать расходы, социальные и военные никто не будет, останется печатать деньги со всеми вытекающими - инфляция, падение рубля и т. д. Нефтяникам падение доходов компенсируется государственной поддержкой в девальвированных рублях. Дополнительной эмиссией рубля можно поддержать и других экспортеров, которые тоже страдают от коронавируса. Таким образом, потерпев несколько лет, можно пережить коронавирус, американских сланцевиков и ещё много что. Зато потом цены на нефть восстановятся на таких высоких уровнях, что наступит благоденствие. Там, где про нефть и рубль, нас касается непосредственно, особенно никому это объяснять не надо.

Теперь осталось понять: то, что случилось между ОПЕК и Россией, - это продуманный выбор позиции на годы вперёд или тактическая торговля об условиях сделки?

Источник: страница Айдана Карибжанова в Facebook. Публикуется с согласия автора

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить